• Край изобилия: семь рецептов осетинской национальной кухни. Современные проблемы науки и образования Национальное осетинское блюдо

    Важнейшей частью культуры жизнеобеспечения является пища. Традиционная пища осетин готовилась из продуктов, произведенных в условиях земледельческо-скотоводческого (зернового и мясомолочного) хозяйства. Небольшую часть рациона осетин составляли продукты собирательства и охоты. В горных районах овощной и растительный компонент был представлен незначительно, источником витаминов и других биологически необходимых элементов питания становились дикорастущие растения.

    Пищу в науке принято делить на повседневную и ритуальную (которая, в свою очередь, делится на праздничную, похоронно-поминальную, жертвенную), а также престижную и непрестижную.

    Традиционная повседневная пища осетин включала в основном блюда и снедь из мучных, молочных и растительных продуктов.

    Блюдом принято называть продукт, не предназначенный для хранения и готовый к употреблению без какой-либо дополнительной обработки (например: суп, каша и т. п.). Снедь же допускает более или менее длительное хранение (например: сыр, хлеб и др).
    Мучная пища. Из повседневных мучных изделий следует выделить чурек из кукурузной муки ("нартхоры кæрдзын") . Как отмечал Коста Хетагуров, кукурузная лепешка с куском сыра или чашкой сыворотки, хлебного кваса, а то и просто ключевой воды составляла обыкновенно обед и ужин взрослого осетина.

    Пшеничная мука в Осетии использовалась для приготовления праздничных пирогов с разнообразной начинкой. Хлеб из пшеничной муки был редкостью. Дрожжевой пшеничный хлеб назывался "æнхъизæнджын".

    Немаловажную роль в осетинской кухне играл овес, из которого готовились три наиболее популярных в народе блюда: "быламыхъ", "хомыс" и "къæлуа". Для изготовления этих блюд овес в зерне предварительно варился, высушивался и шел в помол: мука просеивалась и поступала на стол. В первом случае в одной чашке подавалась мука, в другую наливали квас. Каждому предоставлялась возможность разбавлять "быламыхъ" по своему вкусу. Комок липкого теста из тех же частей, предварительно мятый - "хомыс" . Наконец, такое же тесто, но более крутое и рассыпчатое - "къæлуа".

    К названным видам пищи по способу приготовления и вкусовым качествам примыкает ряд блюд из предварительно прожаренных зерен ячменя. В осетинском фольклоре часто употребляется просьба витязя дать ему в дорогу еды, которую "легко нести и приятно есть" ("хæссынæн æнцон, хæрынæн адджын"). Вероятно, речь в данном случае шла о муке, приготовленной из предварительно сваренных или обжаренных зерен злаков.

    Из овсяной муки готовили вид киселя - "цымгæ". Для этого муку разводили холодной водой, оставляли на день-два, процеживали и кипятили. Получалась желеобразная масса, которую ели с чесночным соусом ("цæхдон").

    В Осетии были распространены изделия из ячменного солода. Солод, обладавший необычным вкусом, был одной из древнейших сладостей. Из него пекли лепешки ("задын") и пироги ("лакъами").
    Из кукурузной муки, сваренной в кислой сыворотке, готовили кашу "сир". Подавали ее обычно с топленым маслом. Из кукурузной муки готовили вид галушек ("хæлтъамæ"). Тесто разрезали на части, бросали на полчаса-час в кипящие растительные супы.

    Растительная пища.
    В весенне-летнем рационе присутствовали блюда с различными травами, одно из них - "цæхæра" . Готовилось оно из семи разных трав (крапива, лебеда и др.), которые варились, мелко рубились. Затем зелень добавляли в сметану вместе с сырыми яйцами и кукурузной мукой и варили. Весной часто пеклись пироги с начинкой из свежего сыра и черемши (дикого лука) - "давонджын".

    Переселение осетин с гор на равнину привело к тому, что повседневная пища осетин обогатилась продуктами полеводства и огородничества. На столе появились овощи и фрукты в большем ассортименте. Начали печь пироги с различными растительными и овощными добавками ("картофджын" - с картофельным пюре и мягким сыром, "цæхæраджын" - с нашинкованной ботвой свеклы и мягким сыром, "къабускаджын" - с тушеной капустой и луком, "насджын" - с тыквой и луком и др.).

    Молочная пища. Важное место в питании осетин занимало молоко и продукты его переработки ("урсаг") . Среди них следует выделить осетинский сыр ("цыхт") , отличавшийся высокими вкусовыми и питательными свойствами. Путем заквашивания молока сычугом ("ахсæн") готовился сыр двух видов: свежий мягкий сыр ("фæлмæн цыхт") и твердый соленый сыр ("хъæбдер цыхт"). Твердый сыр либо хранился в бочке с рассолом ("хæндыджы цыхт"), либо сушился ("хус цыхт") . Мягкий сыр служил начинкой для приготовления пирогов, а твердый - являлся снедью. Заготовка твердого сыра происходила обычно в конце лета и начале осени. Он хранился под прессом в кадках с рассолом из молочной сыворотки ("суардзæхдон") и требовал тщательного ухода. После получения сыра оставалась сыворотка, которую употребляли в свежем ("сылы") , и кислом ("хуырх") виде.

    Из свежего малосольного сыра готовили вид каши - "дзыкка" . Для этого сыр бросали в котел с небольшим количеством воды, подсыпая понемногу пшеничной муки, непрерывно помешивали деревянной лопаточкой в одном направлении и нагревали до тех пор, пока масса не начнет тянуться в длинные нити и выделять масло. Аналогичную по вкусовым качествам кашу готовили и из сметаны ("царвæхсидæн"). В старину эти блюда считались почетным женским угощением, хотя и мужчинам не возбранялось их есть.

    Из молока делали масло в специальных маслобойках ("хъуылæг") или кожаных бурдюках ("лалым"). Взбитое свежее масло ("нæлхæ", "гарачъи") осетины перетапливали и получали топленое масло ("царв"), которое могло долго храниться.

    После взбивания масла оставалась кисломолочная масса - пахтанье ("мисын") , из которой, в свою очередь, могли приготовить творог ("къæдор") .

    Мясная пища. Мясные блюда были немногочисленны. Осетины предпочитали мясо, сваренное без всяких приправ ("къуыдырфых дзидза") , а также жаренное на огне ("физонæг") .

    Престижными блюдами считались рагу из говядины ("лывзæ") и курятины ("карчы цурд"). Вареную курицу расчленяли на мелкие кусочки, бросали в котел со сливками, приправленными пахучими травами, перцем и доводили до кипения.

    Редко кому, отмечал Коста Хетагуров в очерке "Особа", удавалось заготовить себе на зиму лакомые копченки из баранины, говядины и превосходной дичи (тур, олень, серна, лань). Из внутренностей готовили несколько видов колбасы, более характерных для осенне-зимнего рациона питания ("руд", "дзормæ").

    Повседневная пища осетин могла включать также мясные, куриные и растительные супы, приправленные различными специями. Подавались они всегда в конце еды.

    Повседневные напитки.
    К повседневным напиткам осетин можно отнести молоко и молочные сыворотки (свежую - "сылы" , кислую - "хуырх" ), квас ("къуымæл") и брагу ("махсымæ") . К древним кисломолочным напиткам относятся кефир, заквашенный посредством грибков ("къæпытымисын") и пахтанье из обезжиренного молока ("мисын").

    Брага отличается от кваса тем, что ей дают больше времени для брожения, а стало быть в ней присутствует некоторый процент алкоголя. Брагу иногда смешивали с медом. Приготовление этих двух напитков единообразно: крупно перемолотый ячмень или просо замешиваются на воде, вывариваются, а затем подвергается брожению. В качестве бродильных средств применяются солод и дрожжи. К повседневным напиткам можно отнести и второсортное пиво ("къаматтаг").

    1

    В статье рассматривается традиционная ритуальная пища осетин как неотъемлемая часть культуры жизнеобеспечения, которая не только сохраняется в современной культуре, но и демонстрирует инновационный ресурс. На материалах этносоциологического исследования предпринимается попытка определить степень сохранности традиционных ритуальных блюд в Республике Северная Осетия – Алания, их востребованность и перспективы в современных условиях. В ходе научной экспедиции, включающей сбор полевого этнографического материала, планируется проведение социологических опросов, для выявления современного состояния в потреблении национальной кухни и ее перспективной востребованности. Экспедиционная работа включает экспертный и массовый опрос. В ходе экспертного опроса выяснить круг потребляемых блюд ограниченных ритуальной и престижно-знаковой пищей. В ходе массового опроса определить перечень потребляемых блюд национальной кухни, желание/нежелание, а также умение/неумение их готовить.

    популяризация

    Возрождение

    традиционные напитки

    традиционный мясной комплекс

    ритуальная выпечка

    этнокультурный брендинг

    1. Канукова З.В. Традиционная осетинская пища. Серия «Моя Осетия». Владикавказ, 2005. С.11.

    2. Канукова З.В. Этнокультурный бренд как ресурс инновационного развития и межнационального согласия // Культура и пространство. Книга третья. Этнокультурный бренд и историко-культурные образы в инновационном развитии Северо-Кавказского региона: Сборник научных статей. Ростов-на-Дону; Пятигорск, 2011. С.31.

    3. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева. Материалы этносоциологической экспедиции СОИГСИ. 2014. Ф. 9. Оп.1. С.38-44.

    4. Осетинская этнографическая энциклопедия. Владикавказ: Проект-Пресс, 2013. С.537.

    5. Осетины. Серия «Народы и культуры». М.: Наука, 2012. С.229.

    Этнокультурный брендинг, направленный на достижение узнаваемости региона, повышение его имиджа и инвестиционной привлекательности, укрепление экономики и решение некоторых социальных проблем, включает элементы традиционной материальной, социальной и духовной культуры. Самой популярной и широко используемой формой брендинга является традиционная культура жизнеобеспечения и, прежде всего, национальная кухня.

    В Республике Северная Осетия-Алания предметом брендирования стала исключительно ритуальная пища, которая включает выпечку, отварное мясо жертвенного животного и пиво. Осетинский традиционный ритуальный стол олицетворяет картину мира и посвящался высшим силам с молитвами о ниспослании благодати; он был своеобразным посредником между богом и людьми. Три пирога (с сырной начинкой) в ритуальном контексте означали три важнейшие категории, три зоны мифологического пространства - бог («хуыцау»), солнце («хур»), земля («зæхх»). В случае траурной трапезы пироги подают четными числами - отсутствует средний пирог, символизирующий солнце. Тесто для пирогов готовили из пшеничной муки. В силу конкретных экологических условий запасы пшеницы были ограничены, поэтому в быту и фольклоре осетин она издавна наделена сакральными качествами. Существуют особые правила разрезания круглых пирогов: их режут на 8 частей после произнесения молитвословия; строго соблюдается неподвижность тарелки с пирогами, что связано с представлениями о фундаменте мироздания, о стабильности процесса жизнедеятельности .

    В ходе научной экспедиции, включающей сбор полевого этнографического материала и проведение социологических опросов, было выявлено современное состояние в потреблении национальной кухни и ее перспективная востребованность. Экспедиционная работа включала экспертный и массовый опрос. В последнем приняло участие 500 человек, из них 180 - жители сельской местности. В ходе экспертного опроса выяснилось, что круг потребляемых блюд ограничен ритуальной и престижно-знаковой пищей. В ходе массового опроса определен перечень потребляемых блюд национальной кухни, желание/нежелание, а также умение/неумение их готовить.

    Ритуальные и престижно-знаковые элементы осетинской кухни: современное состояние и перспективы

    Ритуальные и престижно-знаковые элементы осетинской кухни

    Потребляются ли нижеуказанные блюда в повседневном быту и на праздниках

    Умеете ли Вы готовить нижеуказанные блюда

    Какие из нижеуказанных блюд Вы предпочитаете приобретать готовыми

    большой ритуальный пирог с начинкой из свежего сыра (гуыдын)

    пироги круглые с сырной начинкой (уæлибæх)

    пирог круглый со свежим сыром или творогом, испеченный на масле (хæбизджын)

    пироги с сыром овальные

    пироги с сыром треугольные

    пироги круглые с другими начинками

    пироги круглые с начинкой из рубленого мяса (фыдджын)

    мясо отварное (с головой, шейной частьюи ребрами)

    шашлык из внутренностей (физонæг)

    каша «дзыкка»

    Таким образом, в современном быту осетин наиболее потребляемыми являются традиционные пироги круглой формы со всеми видами начинок, пиво, каша «дзыкка» и отварное мясо. Большинство опрошенных умеет печь пироги, готовить мясной комплекс, гораздо меньше умеющих готовить кашу «дзыкка», варить пиво и гнать араку. Если желающих приобретать пироги и напитки на заказ достаточно много, то мясные блюда большая часть опрошенных предпочитает готовить в домашних условиях .

    Традиционными считаются только пироги с начинкой из сыра («уæлибæх») и рубленого мяса (фыдджын»). Пирог с начинкой из рубленого мяса (фыдджын) - пищевое воплощение комплексного развития земледельческо-скотоводческих традиций. Такой пирог выпекали только на праздничные трапезы, связанные с положительными эмоциями; он был обязательным элементом свадебного застолья, своеобразным десертом, подача которого означала окончание угощения.

    К традиционной выпечке относятся также:

    • большой ритуальный пирог с начинкой из свежего сыра (гуыдын), а иногда и куриного мяса, приготовляемый в особых случаях: для засватанной невесты, на праздник новорожденных мальчиков, на Новый год, юноше, впервые отправляющемуся на косьбу; свадебный гуыдын пекли в доме невесты и привозили в дом жениха со свадебными дарами ;
    • пирог со свежим сыром или творогом, испеченный на масле (хæбизджын).

    Из всех видов пирогов в этнокультурном брендировании используются пироги круглой формы; кроме традиционных начинок их выпекают с начинкой из свекольной ботвы, капусты, тыквы, фасоли, листьев черемши. Эти пироги вошли в систему общественного питания, выпекаются на заказ, вывозятся за пределы республики. Они перестали быть исключительно ритуальной пищей и потребляются в качестве повседневной. Мощным механизмом брендирования традиционной выпечки стал проводимый в Республике Северная Осетия-Алания фестиваль «Осетинские пироги» (Ирончъирита), а также конкурс «Осетинский сыр».

    В жертвенной трапезе особой символикой был наделен и комплекс мясной пищи. Традиционно мясо употребляли в пищу в вареном виде и значительно реже в жареном. Оппозиция «вареное-жареное» определяла в прошлом характер сакральных и мирских трапез. Устойчивая традиция обрядового заклания животных способствовала сохранению в быту традиционных приемов разделения туши, переработки мяса и приготовлению строго определенного минимума блюд, определяющих характер трапезы. Непременным элементом трапезы в случае ритуального заклания до настоящего времени остается отварная голова животного. Голова (сæр), шейная часть (бæрзæй), лопаточная часть (уæн) или курдюк (дымæг) как наиболее почетные части ставят на стол перед старшими, возглавляющими ритуально-престижную трапезу.

    Популярным мясным блюдом остается шашлык - физонæг. Для него отбиралась главным образом свежая баранина, реже - говядина. Физонæг жарится на железных и деревянных шампурах (уæхст) над раскаленными древесными углями (арты цæхæрыл). Для физонæг"а используются также некоторые внутренности, особенно часто легкие, затем печень и почки. Какая-нибудь из этих частей мяса нарезается на куски, которые обворачивают пластом сальника, надевают на шампур и затем жарят. Это - ритуальный физонæг. Он фигурирует обычно при произнесении первоначального тоста на пиру. Беря шампур с таким физонæгом в левую руку, а бокал в правую, старший произносит особо торжественный тост. После произнесения тоста шампур с шашлыком передается младшим. Осетины жарили шашлык и в котле (аджыфизонæг). Физонæг готовили из свежего мяса, сразу же после того, как забивали барана или быка (но не жертвенного). Его преподносили обычно тем, кто резал и свежевал жертвенное животное .

    Весь описанный мясной комплекс является широкоупотребляемым, его готовят не только в домашних условиях, но и в супермаркетах, в ресторанах.

    У осетин все ритуальные трапезы сопровождались употреблением пива (бæгæны) - древнейшего из напитков, известного еще в скифскую эпоху. Оно играло центральную роль в религиозно-магических церемониях.

    С целью возрождения этого напитка в Республике Северная Осетия-Алания проводится ежегодный национально-культурный конкурс «Осетинское пиво», организаторами которого выступают министерство культуры и пивоваренная компания «Бавария». В результате собраны рецепты приготовления пива в разных ущельях Осетии, в чем особенно была заинтересована пивоваренная компания, желающим наладить производства пива предложено участие в системе кредитования малого бизнеса, что может стать вкладом в решение проблемы занятости на селе . В настоящее время актуализировалось потребление и изготовление араки, которую многие предпочитают другим крепким напиткам как экологически чистый продукт. Таким образом, представляя неотъемлемую часть современной культуры, ритуальная пища обладает потенциалом, способствующим развитию экономики, культуры, социальной сферы, оживлению рекреационной и туристической коммерческой деятельности, повышению инвестиционной привлекательности.

    Исследование проведено при поддержке РГНФ, проект № 14-21-13001 «Инновационные ресурсы культурного наследия Северной и Южной Осетии».

    Рецензенты:

    Марзоев И.Т., д.и.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ;

    Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, заведующий отделом этнологии ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ.

    Библиографическая ссылка

    Хубулова Э.В., Канукова З.В. ТРАДИЦИОННАЯ РИТУАЛЬНАЯ ПИЩА ОСЕТИН КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ БРЕНД // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15889 (дата обращения: 09.05.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Осетинская кухня - это национальная кухня региона, который расположен в центральной части Кавказа. Народ, который исторически проживает на территории Осетии называет себя осетинами.

    В настоящее время на территории Осетии располагается два обособленных государства. Республика Северная Осетия, которая осталась в составе РФ, другое ее название Алания.

    И Республика Южная Осетия, официальность которой не все признают в мировом сообществе. По рецептам национальной осетинской кухни готовят пищу и в Южной, и в Северной Осетии. Национальная осетинская кухня сложилась в первую очередь под влиянием образа жизни древнего народа Алан.

    Предки современных осетинов были кочевниками, которые перемещались по кавказским землям. Аланы были выходцами из скифо-сарматских племен и разговаривали на древнем иранском диалекте. Часть кочевых Аланов решили продолжить свой путь, а часть остались на современной территории Осетии еще в I веке нашей эры.

    С этого времени начинается зарождаться осетинская кухня. Кухня кочевых скифов начинается трансформироваться в блюда осетинской кухни. Главной причиной становится оседлый образ жизни на одной территории. Теперь главным в рационе осетин становится мясо.

    Мясные блюда осетинской кухни разнообразны и изготавливаются различными способами. Наиболее любимо и популярно в Осетии мясо, приготовленное в казане на открытом огне. К мясу подают отменный сметанный соус Цахдон или Нурыдзахдон, пряный и одновременно очень острый на вкус.

    Осетины используют в своей национальной кухне мясо домашней говядины или баранины. Аланы поселившись на Кавказе стали выращивать домашний скот и птицу. Их потомки осетины продолжают славные традиции прадедов. Как и столетия тому назад осетины предпочитают варить мясные туши целиком или нарезать мясо большими кусками.

    Мясо долго томят на огне, добавляя пряности и приправы. Подают мясо в Осетии преимущественно с острыми чесночными соусами с добавлением черемши или с овощами. Обязательным вторым блюдом для осетинской кухни являются национальные пироги с мясными начинками.

    Рецепт пирога Чъиритæ известен каждой осетинской хозяйке. Мясной осетинский пирог пекут из пшеничной муки, в качестве начинки может использоваться мясо говядины, баранина или домашней птицы. Среди мясных рецептов осетинской кухни можно выделить чуреки, которые изготавливают из смеси кукурузной и пшеничной муки.

    Обычно гостю подавали сразу три пирога или более. В Осетии это считается знаком уважения и расположения к человеку. Что примечательно настоящий рецепт осетинских пирогов не предполагает использовать для приготовления теста маргарина или яиц. Еще в начале прошлого века осетинские хозяйки делали тесто для мясных пирогов Фыдчин только из пшеничной муки и воды или сыворотки.

    Так называемое пресное тесто в наше время уже не пользуется популярностью в Осетии. Помимо мясной начинки знаменитые осетинские пироги начиняют овощами, к примеру картофелем, тыквой, капустой или свякольными листьями. Часто для начинки используют домашний осетинский сыр Уæлибах.

    Скудный рацион горцев, которые живут в Осетии обычно ограничивался блюдами из мяса и хлеба. Национальными напитками в осетинской кухне считаются ронг (на основе меда), арака, тутыра, брага и квас. Осетины всегда разводили домашний скот, поэтому в их рационе присутствует молоко.

    В Российской Федерации и в странах Кавказа широко известно осетинское пиво. Пиво в Осетии отличается достойными вкусовыми качествами. Осетины верят, что рецепт этого хмельного напитка подарил им сам Шатана или Сатеник, древний герой известного памятника осетинской литературы - Нартовского Эпоса.

    Разнообразие и самобытность кавказской кухни широко известны. А ведь она разделяется на подгруппы согласно тем территориям, где живут те или иные .Например, аварская кухня может чем-то отличаться от ингушской, хотя и там, и там используются одни и те же технологии приготовления блюд. Вот и осетинская кухня имеет свои особенности, о которых стоит поговорить.

    Особенности и традиции осетинской кухни

    На ее становление определенное влияние оказало само происхождение сегодняшних осетин. У исследователей не вызывают удивления основные предпочтения в еде этого народа. Если вспомнить, что история осетинской кухни тесно связана с историей самого народа, многое становится понятным. Ведь предки аланов по происхождению относились к скифо-сарматам, то есть были кочевыми племенами.

    Как все кочевые народности, они не имели возможности заниматься земледелием, зато активно использовали в пищу мясо. Поэтому именно мясо до сих пор составляет основу всей кухни .

    Территория современной Осетии была заселена скифами-аланами в самом начале первого тысячелетия нашей эры. Несмотря на то, что теперь они смогли вести оседлый образ жизни, мясо осталось в их рационе на первом месте. Со временем к мясным блюдам присоединились кушанья на основе выпечки.

    На сегодняшний день можно выделить следующие основные тенденции в трапезе осетин:

    1. Мясные и мучные блюда – та база, на которой держится вся национальная кухня.
    2. Приправы и специи используются, большей частью, не привозные, а те, которые растут в самой Осетии.
    3. В очень многих блюдах используется сыр (еще один продукт животноводства).
    4. Для большинства кушаний мясо не перемалывают и не мельчат, а нарезают крупными кусками.
    5. Основная задача готовки – создать вкусные, не слишком жирные и при этом очень сытные блюда.
    6. Среди напитков особое внимание уделяется производству местного пива, которое славится далеко за пределами Осетии.

    Несмотря на то, что практически все яства не требуют особых умений в приготовлении и создаются при использовании местных, а не привозных, продуктов, настоящие блюда осетинской кухни можно попробовать исключительно в .

    Здесь практически не встречается свинина, из мяса используют в пищу говядину либо баранину. Это объясняется местными традициями животноводства. Мясо варят в казанах, а к готовому блюду часто подают пряные соусы и зелень в большом количестве.

    Рассказывая об особенностях, нельзя не упомянуть еще одну очень важную часть национальной кухни – знаменитые . О них, без сомнения, слышали все в России. Даже люди, далекие от , знают, что Осетия славится своими знаменитыми пирогами со множеством начинок.

    Если в старину они наполнялись практически всегда только с мясом, то сегодня можно встретить пирог с начинкой из творога, картофеля, тыквы. Знатоки утверждают, что потрясающий вкус имеет совершенно простой с виду пирог со свекольной ботвой. И, разумеется, сыр – этот продукт очень часто применяется как начинка.

    Самые популярные блюда осетин

    Чтобы понять, в чем привлекательность национальных блюд, стоит привести несколько рецептов осетинской кухни. Несмотря на то, что продукты в них используются простые, сами кушанья необычайно вкусны и разнообразны. Осетины готовят и супы (из баранины, говядины, курицы), и каши (рисовые, кукурузные, с сыром и сметаной), и закуски (где используются яйца, сыр, картофель), и, разумеется, пироги и плов.

    Лывжа (курино-сметанный суп)

    Очень популярное блюдо, которое не требует особых навыков в приготовлении и нередко подается в ресторанах. Все составные части этого супа готовятся отдельно. Сваренную курицу достают из бульона, в отдельной посуде варят и разминают картошку, на сковороде обжаривают лук.

    Затем в куриный бульон добавляют все упомянутые ингредиенты, а также сметану и специи. Впрочем, нередко хозяйки предпочитают подавать курицу отдельно к супу. Такая традиция свойственна подаче многих – мясо здесь не оставляют в бульоне, а выкладывают на отдельном блюде.

    Баранина с картофелем (лывжа)

    Без нее не обходится ни один праздничный стол. Готовится такая баранина в казане. Сначала в нем обжариваются кусочки баранины, затем в том же жире отдельно пассируют лук с томатным соусом и специями. Затем заливают лук бульоном и только после этого снова кладут мясо. Блюдо тушится под крышкой, а в процессе варки туда добавляют крупно порезанный картофель. Особенность этого кушанья – в приправах: в него нужно положить толченый чеснок и чабрец.

    Знаменитые осетинские пироги

    Существует большое разнообразие пирогов, в основном они отличаются начинкой, но почти в каждом содержится свежий домашний сыр и брынза, рассмотрим самые распространенные из них:

    По старинным рецептам он готовился из бездрожжевого теста на молоке, но сейчас используют также и дрожжевое тесто для приготовления пирога. Начинка готовится из перемолотой говядины с чесноком, луком и приправами с добавлением бульона. Из теста раскатываются две лепешки, затем на нижнюю накладывается фарш, верхняя закрывает начинку, края защипываются.

    Пирог печется в разогретой духовке минут 7-10. Особенность его и других пирогов в том, что тесто необходимо раскатывать довольно тонко, не более 3-5 мм. На лепешке, которая готовится для верхней корочки, вырезаются отверстия – это позволяет фыдджину дышать в духовке и лучше пропечься.

    • Уалибах. Тесто готовится по тому же рецепту как для фыджжин, в принципе как и для всех остальных пирогов. Начинка готовится из сыра и молока.
    • Цахараджин. Начинка для этого вида состоит из свекольных листьев, сыра рассольного (если сыр очень соленый, то его лучше вымочить в воде), зелени и сметаны.
    • Картофджин. В состав начинки входит картофель, он является основным ингредиентом, а так же сыр, сливочное масло и молоко.
    • Нашджын. Для этого пирога начинка готовится из тыквы, лука и специй.

    Пироги являются настоящим ритуальным блюдом для осетин. Они обязательно готовятся на каждый праздник. Более того, на пиршественный стол ставят сразу три пирога, которые становятся символами Бога, Земли и Солнца. Кстати, если стол является не праздничным, а поминальным, то на нем присутствует только два пирога вместо трех.

    Еще одним ритуальным блюдом являются три ребра животного, которое было заколото ради застолья. Это кушанье представляет собой три ребра, вырезанные целым куском с правого бока животного и обжаренные на открытом огне. Нередко эти ребра подают прямо на трех символических пирогах и подносят старшим и уважаемым людям, присутствующим за столом.

    Довольно сложно в одной статьи рассказать о всем многообразии и богатстве осетинской кухни. В последующем мы познакомим вас с еще большим количеством рецептов блюд Осетии.

    Осетинская традиционная пища готовилась из продуктов, произведенных в условиях комплексного земледельческо-скотоводческого (зернового и мясо-молочного) хозяйства. Некоторое разнообразие в систему питания вносили продукты охоты, собирательства съедобных дикорастущих растений и рыбной ловли.

    В традиционном пищевом рационе осетин они играли вспомогательную роль.

    Ритуальная пища осетин включала выпечку, отварное мясо жертвенного животного и пиво.

    Ритуальный стол олицетворял картину мира и посвящался высшим силам с молитвами о ниспослании благодати; он был своеобразным посредником между богом и людьми.

    Небрежность, нечистоплотность (физическая и словесная) по отношению к хлебу, а тем более к ритуальным пирогам считалась крайне безнравственным проступком.

    У осетин три пирога (с сыром) в ритуальном контексте означали три важнейшие категории, три зоны мифологического пространства — бог («хуыцау»), солнце («хур»), земля («зæхх»),

    В случае траурной трапезы пироги подают четными числами — отсутствует средний пирог, символизирующий солнце.

    Традиционными считаются только пироги с начинкой из сыра («уæлибæх» ) и рубленого мяса (фыдджын» ).

    Пироги с другими начинками из овощей являются инновацией, результатом этнокультурных взаимовлияний.

    Тесто для пирогов готовили из пшеничной муки.

    В силу конкретных экологических условий запасы пшеницы были ограничены, поэтому в быту и фольклоре осетин она издавна наделена сакральными качествами.
    В зависимости от обрядового предназначения их форма варьировалась от круглой, треугольной и овальной.

    Существуют особые правила разрезания круглых пирогов: их режут на 8 частей после произнесения молитвословия; строго соблюдается неподвижность тарелки с пирогами, что связано с представлениями о фундаменте мироздания, о стабильности процесса жизнедеятельности.

    Треугольные и овальные пироги принято разламывать руками.

    К традиционной выпечке относятся также:

    1) Гуыдын — большой ритуальный пирог, приготовляемый в особых случаях: для засватанной невесты, на праздник новорожденных мальчиков (кæхцгæнæн), на Новый год, юноше, впервые отправляющемуся на косьбу.

    Свадебный гуыдын пекли в доме невесты и привозили в дом жениха со свадебными дарами (хуын).
    Для выпечки гуыдына существовали специальные большие печи.
    Его начиняли свежим сыром, а иногда и курятиной.

    2) Куырды гуыдын — «чурек кузнецу». Гуыдын, начиненный сыром, больших размеров, который обязательно приносили сельскому кузнецу вместе с платой за выполненный заказ.

    3) Фыдджын — пирог с начинкой из рубленого мяса.

    Он является пищевым воплощением комплексного развития земледельческо-скотоводческих традиций.

    Эти пироги готовились только на праздничные трапезы, связанные с положительными эмоциями.
    На поминальных застольях фыдджын никогда не подавали.
    Фыдджын был обязательным элементом свадебного застолья, так называемым «разгонным» блюдом, своеобразным десертом, подача которого означала окончание угощения.

    4) Хæбизджын — пирог со свежим сыром или творогом, испеченный на масле.

    5) Скъудаджынтæ (давонджынтæ) — пироги с зеленой черемшой.

    В основном готовились и подавались на поминальных застольях.

    По народным поверьям, в Великий пост в ночь на «Лаузгæнæн» (Блинные поминки), покойники отправляются далеко на небеса за «давон».
    Якобы эта растительная еда заменяет у покойников фрукты.

    6) Дедатæ (басылтæ) — лепешки из пшеничной муки.

    К этому времени хозяйки готовят пшеничные лепешки в виде фигур людей, животных, разных предметов.

    Большая именуется деда, а другие лæппынтæ, которые носят названия разных орудий: сохи, ярма, бороны и т.д.

    Приготавливаются также лепешки с сыром под названием басилтæ. Если обрядовые лæппынтæ предназначались для взрослых работников, то басилтæ изготовлялись для детей, колядовавших в новогоднюю ночь.

    В жертвенной трапезе особой символикой был наделен и комплекс мясной пищи.

    Традиционно мясо употребляли в пищу в вареном виде и значительно реже в жареном. Оппозиция «вареное-жареное» определяла в прошлом характер сакральных и мирских трапез.

    Устойчивая традиция обрядового заклания животных способствовала сохранению в быту традиционных приемов разделения туши, переработки мяса и приготовлению строго определенного минимума блюд, определяющих характер трапезы. Непременным элементом трапезы в случае ритуального заклания до настоящего времени остается отварная голова животного.

    Голова (сæр), шейная часть (бæрзæй), лопаточная часть (уæн) или курдюк (дымæг) как наиболее почетные части ставят на стол перед старшими, возглавляющими ритуально-престижную трапезу.

    Популярным мясным блюдом был шашлык — физонæг.

    Для него отбиралась главным образом свежая баранина, реже — говядина.

    Физонæг жарится на железных и деревянных шампурах (уæхст) над раскаленными древесными углями (арты цæхæрыл).

    Для физонæг’а используются также некоторые внутренности, особенно часто легкие, затем печень и почки.

    Какая-нибудь из этих частей мяса нарезается на куски, которые обворачивают пластом сальника, надевают на шампур и затем жарят.

    Это — ритуальный физонæг.

    Он фигурирует обычно при произнесении первоначального тоста на пиру. Беря шампур с таким физонæгом в левую руку, а бокал в правую, старший произносит особо торжественный тост.

    После произнесения тоста шампур с шашлыком передается младшим.

    Осетины жарили шашлык и в котле (аджы физонæг).

    Физонæг этот готовили из свежего мяса, сразу же после того, как забивали барана или быка (но не жертвенного). Его преподносили обычно тем, кто резал и свежевал жертвенное животное (кусартгæнджытæн).

    Все известные модели питания включают хмельные напитки.

    У осетин все ритуальные трапезы сопровождались употреблением пива (бæгæны) — древнейшего из напитков, известного еще в скифскую эпоху. Оно играло центральную роль в религиозно-магических церемониях.

    Изготовление пива — сложный и длительный процесс, требующий виртуозного искусства.
    Очищенный вызревший ячмень вымачивали, проращивали, превращали в богатый ферментами продукт.

    Дробленный не мельнице солод заливали водой и получали сусло, которое фильтровали и кипятили с хмелем.

    Отфильтрованное от хмеля и охлажденное сусло смешивают с дрожжами, после чего начинается основной процесс брожения.

    В начале XIX века известный российский ученый Г.Ю. Клапрот во время путешествия по Кавказу отметил достоинства осетинского пива: «Пиво осетин — лучшее во всем Кавказе и напоминает, п

    Ри условии хорошей варки, английский портер.

    Несколько бутылок его были посланы князю Потемкину в Петербург, который нашел его таким хорошим, что выписал осетинских пивоваров».

    Особая престижность пива и его сопоставление с духовностью, отвагой и изобилием прослеживаются в специальной «Молитве заквашивающих пиво»:

    «Будь приготовлена руками
    Нартовской хозяйки Сатаны!
    Почетом Сидамона станет почет твой,
    Отвагой Алгуза станет отвага твоя,
    Изобилием Кусагона — изобилие твое!
    Чистым достанься тому,
    Для кого тебя приготовили.
    Подобно жиру, на пользу будь тем,
    Кто выпьет тебя.
    Во благо тебе труды мои пойдут!
    Мне же славы твоей немного».


    Особенностью ритуальных возлияний было непременное заполнение сосуда.

    Полная чаша представляла собой символ всех обрядов и идей, связанных с изобилием; выражала идею богатства и благополучия.

    Ритуальное выпивание сопровождалось старинной застольной песней «Прими и выпей это».//«Айс æй, аназ æй».

    Особый сорт пива «æлутон» осетины называли сказочной пищей, «утоляющей голод навсегда».

    Для приготовления такого пива в нем варили овечьи курдюки или даже целые туши.

    В исторической памяти осетин сохранилось бытование хмельного напитка из меда «ронг», но способ его приготовления не дошел до нашего времени.

    Традиционная повседневная пища осетин включала в основном блюда из мучных, молочных и растительных продуктов.

    Самым популярным мучным изделием был чурек из кукурузной муки («нартхоры кæрдзын»), который готовился из круто замешанного теста в виде круглых лепешек.
    Предварительно поджаренные чуреки запекались в золе.

    Иногда их варили в воде («хæлтъамæтæ»).

    Чурек употребляли с сыром или с кисломолочными продуктами.

    Из кукурузной, ячменной, овсяной круп, из пшеничной муки готовили супы-каши, среди них наиболее распространенным были следующие:

    . хамбохъ — похлебка из пшеничной муки на молоке, с добавлением топленого масла.

    Она подается в горячем виде и считается женским или детским блюдом;

    . бламыхъ
    — овсяная мука, замешанная на квасе;

    . хомыс — комок липкого теста, замешанного на овсяной муке и квасе;

    . къалуа
    — блюдо из теста, густо замешанного на овсяной муке и квасе.

    Из овсяной муки готовили кисель — «цымгæ».

    Для этого муку разводили с холодной водой, оставляли на день-два, процеживали и кипятили.

    Были распространены изделия из ячменного солода, обладавшего необычным сладким вкусом. Из него пекли лепешки («задын») и пироги («лакъами»).

    Из кукурузной муки, сваренной в кислой сыворотке, готовили кашу «сир».

    Из зерен кукурузы и пшеницы варили кашу «дзæрна».

    Важное место в питании осетин занимало молоко и молочные продукты.

    Высокими вкусовыми и питательными свойствами отличался осетинский сыр, приготовленный путем заквашивания молока сычугом.

    Из свежего малосольного сыра готовили изысканное блюдо осетинской кухни — дзыкка.

    Растопленный в чугунном котле сыр замешивали мукой и варили до образования кашеобразной массы и выделения масла.

    Это блюдо считалось женским.
    В пищу употребляли и молочную сыворотку.

    В летнее время из нее готовили прохладительный напиток «хуырхдон».

    Из молока готовили масло, используя деревянные маслобойки или кожаные бурдюки.

    Его предпочитали перетапливать.

    После взбивания масла оставалась кисломолочная масса, из которой готовили творог.

    Мисын употреблялся в пищу вместе с хлебом или чуреком.

    Из него делали кефир («къæпыты мисын») , в основном в нагорной части.

    Он применялся как питательный и прохладительный напиток.

    Кефир приготовляли из коровьего или овечьего молока.

    Чтобы заквасить молоко и получить из него кефир, грибки (къæпытæ) «оживляли», заливали слегка теплой кипяченой водой и выдерживали их в ней сутки.

    После этого грибки вынимали, а затем переносили в молоко. Обычно в каждой горской семье имелся запас этих грибков в сушеном виде или в закваске.

    К повседневным напиткам осетин относятся квас («къуымæл») и брага («махсымæ») .

    Квас готовили из крупно перемолотого ячменя или проса с добавлением солода и дрожжей.

    Это — напиток быстрого приготовления, не требующий длительного брожения.

    Брага отличается от кваса тем, что подвергается брожению и поэтому содержит определенный процент алкоголя.

    В дореволюционное время в горных районах Кавказа, в частности, в Осетии, фруктово-овощной компонент в рационе питания был представлен преимущественно дикорастущими съедобными растениями.

    Они были существенным источником витаминов, минеральных солей, других необходимых элементов биологически ценного питания.

    Часть плодов, ягод, орехов и трав употребляли в сыром виде, другие варили, запекали, сушили и солили.

    Массовое переселение осетин на равнину и последующее развитие буржуазных форм хозяйства способствовали росту этнокультурных контактов с соседними народами. Процесс взаимодействия культур затронул все сферы повседневности и отразился на пище.

    Она обогатилась продуктами полеводства и огородничества.

    На столе появились овощи и фрукты в большем ассортименте.

    Начали печь пироги с различными растительными и овощными добавками («картофджын» — с картофельным пюре и мягким сыром, «цæхæраджын» — с нашинкованной ботвой свеклы и мягким сыром, «къабускаджын» — с тушеной капустой и луком, «насджын» — с тыквой и луком и др.).

    Картофель становился важным продуктом питания.

    Он употреблялся не только в качестве самостоятельного блюда, но и стал ингредиентом традиционных видов пищи, в частности, пирогов с картофельной начинкой — картофджынтæ.

    Распространились и такие виды овощных культур как фасоль (хъæдур), тыква (нас), капуста (къабуска), редька (булкъ), свекла (цæхæра) и др., также вошедшие в состав некоторых традиционных блюд.

    Дальнейшее развитие получила традиция заготовки овощей и фруктов на зиму.

    Этот овощной компонент пищи отражает ее суперстратный пласт.

    Канукова Залина