• Летние опыты и эксперименты в детском саду. Картотека опытов и экспериментов для детей «опыты с водой Научные опыты для маленьких детей

    Ольга Гужова

    Опыты для детей подготовительной группы в детском саду

    В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

    Несколько важных советов :

    1. Проводить опыты лучше утром , когда ребенок полон сил и энергии;

    2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка , вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты .

    3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

    4. Не просто покажите ребенку интересный опыт , но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

    5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете ;

    6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

    7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям ;

    8. И самое главное : радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

    Опыт №1 . «Исчезающий мелок»

    Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

    Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

    Опыт №2 . «Извергающийся вулкан»

    Необходимый инвентарь :

    Вулкан :

    Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)

    Сода, 2 ст. ложки

    Лава :

    1. Уксус 1/3 стакана

    2. Красная краска, капля

    3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился;

    Опыт №3 . «Лава – лампа»


    Нужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.

    Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

    Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

    Опыт №4 . «Дождевые облака»


    Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно) : сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт " можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова. Так что, запаситесь пеной для бритья.

    В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

    Опыт №5 . «Краснокочанная химия»


    Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты.

    В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.

    Опыт №6 . «Надуй шар»


    Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.

    2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.

    3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.

    Опыт №7 . «Цветное молоко»


    Нужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

    Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.

    Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

    Опыты для детей с водой всегда были популярны по причине простоты их проведения и понятности для ребенка. А в летний период опыты с водой особенно актуальны, так как на улице жара, и все «мокрые» занятия можно вынести на свежий воздух. В одной из статей мы уже рассказывали про , сегодня же я предлагаю вам провести несколько летних опытов:

    — Добывание пресной воды из соленой

    — Рукомойник на улице из пластиковой бутылки

    — Фокусы с газировкой

    — Оптические опыты с водой

    — Удивительная воронка

    — Дырявый пакет-непроливайка

    — Подвижные зубочистки

    Добывание пресной воды из соленой

    Все мы знаем, что нельзя пить соленую морскую воду. Но не все знают, что из морской воды можно получить пресную, пригодную для питья. Для этого нам понадобится таз с соленой водой. , можете использовать морскую воду, если нет, то добавляем поваренную соль в пресную воду и размешиваем. На дно таза в центр ставим достаточно тяжелую чашку, которая не будет всплывать. Уровень воды в тазу должен быть ниже, чем горлышко чашки. Таз сверху накрываем прозрачной чистой пленкой и над чашкой кладем небольшой груз. В нашем случае это камешек. Таз с водой выносим на солнце и ждем.

    Смысл всей конструкции заключается в следующем: солнечные лучи, проходя через прозрачную пленку, нагревают воду, и она начинает интенсивно испаряться. Поскольку таз накрыт пленкой, капельки воды собираются на пленке и стекают в чашку (для этого и нужно делать углубление, иначе вода будет капать обратно в таз). Испаряться может только чистая вода, а соль и другие примеси – останутся осадком на дне.

    Мы выносили таз на балкон на 4 часа с 14.00 до 18.00. За это время у нас собралось 50 мл воды.

    Рукомойник на улице из пластиковой бутылки

    Пресную воду добывать научились. Теперь необходимо позаботится о чистоте рук. Для этого нам понадобится любая чистая пластиковая бутылка с крышкой, игла и веревка. В донышке бутылки делаем несколько дырочек иглой или шилом, как показано на фото. Дырочки закрываем пальцем, набираем воду в бутылку и закручиваем крышку. После этого вы можете спокойно убирать пальцы от дырочек, так как вода из них литься не будет.

    К горлышку привязываем веревку и подвешиваем бутылку горлышком вверх. Чтобы помыть руки, нужно открутить немного крышку — вода польется из дырочек в донышке. Чем сильнее вы будете откручивать крышку, тем сильнее будет литься вода.

    Для малыша это будет сродни фокусу, и он обязательно спросит, почему дырявая бутылка не протекает? Расскажите ему про атмосферное давление, которое действует на все предметы на Земле. Атмосферное давление значительно больше, чем давление воды в бутылке, поэтому вода не вытекает. Когда крышка откручивается, и в бутылку начинает поступать воздух, давление в бутылке становится больше атмосферного, и вода выливается.

    Фокусы с газировкой

    Для детей газированная вода и напитки не полезны, поэтому используем их для опытов. Итак, наливаем в стакан газированную воду и бросаем на дно несколько фасолин (можно использовать рис, горох, мелкий виноград, косточки от вишни и т. д.). А теперь наблюдаем, как фасоль начинает подниматься и опускаться. Это будет происходить достаточно долго, пока в воде будет оставаться углекислый газ.

    Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

    Все дело в пузырьках газа, которые цепляются на фасоль и поднимают ее на поверхность. Наверху пузырьки лопаются, и фасоль снова погружается в воду. Подобным образом поднимается и опускается подводная лодка, то заполняя воздухом наружные цистерны, то откачивая воздух и сжимая его.

    Оптические опыты с водой

    Исчезнувшая монета

    Налейте в банку воды и поставьте ее на монету. Попросите малыша посмотреть сбоку и спросите: «Где монета?». Мне дочка ответила, что это фокус, и я незаметно спрятала монетку. Действительно, если смотреть сбоку, то монеты не видно. Если же посмотреть сверху (через горлышко), то монета будет видна очень отчетливо.

    Этот эффект объясняется тем, что вода является другой оптической средой, и луч света, проходя из одной оптической среды в другую, преломляется, что искажает реальное изображение. Так монетка становится невидимой.

    Сломанная ложка

    Эксперимент, схожий с предыдущим по своему научному объяснению, но при этом не менее наглядный. Опускаем ложку в стакан с водой и смотрим на стакан сбоку. Ложка на границе вода-воздух выглядит сломанной. А все потому, что луч света искривляется, проходя через воздух, наклонную стенку стакана и воду, в результате чего изображение в воде сдвигается, и ложка выглядит сломанной.

    Обратите внимание, что подобного эффекта нет, если опустить ложку в банку с водой. Стенка банки ровная, и подобного искажения не происходит.

    Удивительная воронка

    Все знают, что воронка нужна для того, чтобы аккуратно налить воду в бутылку или другую емкость с узким горлышком. Давайте удивим наших знатоков тем, что воронка откажется пропускать воду внутрь бутылки! Для этого нам понадобится предварительная подготовка: вставляем воронку в бутылку и тщательно замазываем место стыка пластилином, чтобы не допустить просачивания воздуха через эту щель.

    Теперь наливаем воду в воронку. Важно заливать воду не тонкой струйкой, а большим потоком воды, чтобы воздух из бутылки не выходил через узкую часть воронки. Некоторое количество воды прольется в бутылку. Но по мере выравнивания давления внутри бутылки и в воронке процесс прекратится. Бутылка останется наполовину пустая, при этом воронка будет заполнена водой, но пропускать воду в бутылку она не будет.

    Если вставить в бутылку коктейльную трубочку через узкую часть воронки, то по мере выхода воздуха — вода будет снова литься в бутылку.

    Дырявый пакет-непроливайка

    Берем любой не очень тонкий пакет. Удобнее, конечно, пользоваться пакетом с зип-застежкой. Наливаем в пакет воду и завязываем его. Точим остро карандаши и аккуратно начинаем «дырявить» пакет с водой. К большому удивлению малыша и других взрослых вода не выливается.

    Полиэтилен, из которого сделаны пакеты, достаточно эластичен, и в месте прокола он прочно охватывает карандаш, не давая воде вытекать. В зависимости от размера пакета вы можете воткнуть от 3 карандашей и больше, но мы ограничились пятью.

    Подвижные зубочистки

    Еще один простой опыт с водой, который вам может , если малыша нужно на некоторое время занять спокойной игрой. Для этого нам понадобятся зубочистки или спички и немного воды.

    Выкладываем надломленные зубочистки как показано на рисунке и капаем на сгибы немного воды. Дерево начинает набухать и уже не способно так сгибаться, поэтому немного выпрямляется. Наружные концы зубочисток двигаются и смыкаются, образуя звезду. Когда малыш поймет принцип, то сможет самостоятельно придумывать другие фигурки и узоры.

    Последние два опыта очень просты и при этом достаточно эффектны. Поэтому ваш малыш, если ему 4 года и старше, немного потренировавшись, сможет показывать свои фокусы родственникам и друзьям, развивая творческие и артистические способности.

    А кроме того, любой из этих опытов с водой может стать частью вашей увлекательной или веселого приключения.

    Интересных вам опытов и веселых игр!

    Еще один опыт для детей с водой: как заставить воду течь вверх?

    А какие вы проводите летние опыты с детьми? Расскажите в комментариях!

    Понравились летние опыты для детей? Сохраните себе на стену, чтобы поэкспериментировать с детьми!

    Для развития ребенка необходимо использовать все возможные средства, включая опыты для детей, провести которые в домашних условиях могут подготовленные родители. Такой вид деятельности очень интересен дошкольникам, помогает им узнать много нового об окружающем мире, принять непосредственное участие в процессе исследования. Главное правило, которого следует придерживаться мамам и папам, – отсутствие принуждения: занятия должны проводиться лишь тогда, когда сам ребенок готов к экспериментам.

    Физические

    Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:

    • о свойствах жидкости;
    • об атмосферном давлении;
    • о взаимодействии молекул.

    Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.

    Наполнение бутылки

    Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).

    Порядок действий таков:

    1. Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
    2. Полностью вылить горячую жидкость.
    3. Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
    4. Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.

    Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.

    Со стаканом

    Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.

    Порядок действий:

    1. Налить воды в стакан.
    2. Накрыть его куском картона.
    3. Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
    4. Руку можно убирать.

    Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.

    Подобный опыт лучше всего проводить над тазом, поскольку постепенно бумажный материал промокнет, и жидкость будет капать.

    Развивающие эксперименты

    Есть большое количество по-настоящему интересных экспериментов для малышей.

    Извержение вулкана

    Этот опыт по праву считается одним из самых увлекательных и потому любимых детьми. Для его проведения потребуется:

    • сода;
    • краска красного цвета;
    • лимонная кислота или сок лимона;
    • вода;
    • немного моющего средства.

    Сначала следует соорудить сам «вулкан», сделав конус из плотной бумаги, скрепив по краям скотчем и прорезав сверху отверстие. Затем получившаяся заготовка надевается на любую бутылку. Для сходства с вулканом ее следует покрыть коричневым пластилином и поставить на большой противень, чтобы «лава» не испортила поверхность стола.

    Порядок действий:

    1. Насыпать в бутылку соду.
    2. Добавить краску.
    3. Капнуть моющего средства (1 каплю).
    4. Налить воды и как следует перемешать.

    Чтобы началось «извержение», нужно попросить ребенка добавить немного лимонной кислоты (или лимонного сока). Это простейший пример химической реакции.

    Танцующие червячки

    Этот простой забавный эксперимент можно провести как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Необходимое оборудование:

    • крахмал кукурузный;
    • вода;
    • противень;
    • краски (пищевые красители);
    • музыкальная колонка.

    Сначала необходимо смешать 2 стакана крахмала и стакан воды. Получившееся вещество налить на противень, добавить краску или краситель.

    Осталось только включить громкую музыку и приложить противень к колонке. Цвета на заготовке перемешаются в хаотичном порядке, создав красивое необычное зрелище.

    Используем продукты питания

    Чтобы сделать эксперимент – необычный, интересный малышу и познавательный, – вовсе не обязательно приобретать сложное оборудование и дорогостоящие материалы. Предлагаем познакомиться с очень простыми вариантами, доступными для исполнения дома.

    С яйцом

    Необходимое оборудование:

    • стакан с водой (высокий);
    • яйцо;
    • соль;
    • вода.

    Суть проста – яйцо, погруженное в воду, опустится на дно. Если же добавить в жидкость поваренной соли (около 6 ст. л.), то оно поднимется на поверхность. Такой физический опыт с солью помогает проиллюстрировать малышу понятие плотности. Так, у подсоленной воды она больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности.

    Можно показать и обратное действие (именно поэтому и рекомендовалось взять высокий стакан) – при добавлении в подсоленную жидкость простой водопроводной воды плотность уменьшится, и яйцо опустится на дно.

    Невидимые чернила

    Очень интересный и простой трюк, который сначала покажется малышу настоящим волшебством, а после объяснения родителей поможет узнать об окислении.

    Необходимое оборудование:

    • ½ лимона;
    • вода;
    • ложка и тарелка;
    • лист бумаги;
    • лампа;
    • ватный тампон.

    Если лимона нет, можно использовать аналоги, например, молоко, луковый сок или вино.

    Порядок действий:

    1. Выжать сок цитруса, добавить его в тарелку, смешать с равным количеством воды.
    2. Обмакнуть тампон в получившуюся жидкость.
    3. Написать с его помощью что-то понятное ребенку (или нарисовать).
    4. Подождать, пока сок высохнет, став полностью невидимым.
    5. Нагреть лист (при помощи лампы или подержав над огнем).

    Текст или простой рисунок станет виден из-за того, что сок окислился и при повышении температуры приобрел коричневый окрас.

    Цветной взрыв

    Самых маленьких можно порадовать веселым опытом с молоком и красками, который без проблем можно провести на кухне.

    Необходимые продукты и оборудование:

    • молоко (желательно большой жирности);
    • пищевые красители (нескольких цветов – чем больше, тем интереснее и ярче получится);
    • средство для мытья посуды;
    • тарелка;
    • ватные палочки;
    • пипетка.

    Если жидкость для мытья посуды отсутствует, допустимо использовать жидкое мыло.

    Порядок действий:

    1. Налить молоко в тарелку. Оно должно полностью скрыть дно.
    2. Дать жидкости немного постоять, чтобы она стала комнатной температуры.
    3. При помощи пипетки осторожно капнуть в тарелку с молоком несколько разных пищевых красителей.
    4. Слегка дотронувшись ватной палочкой до жидкости, нужно показать малышу, что происходит.
    5. Далее берется вторая палочка, обмакивается в моющем средстве. Ею касаются поверхности молока, задерживают на 10 секунд. Смешивать красочные разводы не надо, достаточно острожного прикосновения.

    Далее малыш сможет понаблюдать самое красивое – краски начинают «танцевать», словно стремясь убежать от мыльной палочки. Даже если сейчас ее убрать, «взрыв» продолжится. На этом этапе можно предложить ребенку поучаствовать самому – добавлять краситель, погружать в жидкость намыленную палочку.

    Секрет опыта прост – моющее средство уничтожает содержащийся в молоке жир, что и становится причиной «танца».

    С сахаром

    Для детей 3-4 лет очень интересными будут различные эксперименты с продуктами питания. Ребенок с удовольствием узнает о новых качествах привычной ему еды.

    Для этого занимательного развлечения потребуется:

    • 10 ст. л. сахара;
    • вода;
    • пищевые красители нескольких цветов;
    • две ложки (чайная, столовая);
    • шприц;
    • 5 стаканов.

    Сначала нужно добавить в стаканы сахар по такой схеме:

    • в первый стакан – 1 ст. л.;
    • во второй – 2 ст. л.;
    • в третий – 3 ст. л.;
    • в четвертый – 4 ст. л.

    В каждый из них добавить по 3 ч. л. воды. Перемешать. Затем необходимо добавить в каждый из стаканов краситель своего цвета и вновь перемешать. Следующий шаг – при помощи шприца или чайной ложки аккуратно взять цветную жидкость из четвертого стакана и перелить ее в пятый, который был пустым. Затем аналогично по порядку добавляется окрашенная вода из третьего, второго и, наконец, из первого стаканов.

    Если действовать осторожно, цветные жидкости смешиваться не будут, а, наслаиваясь друг на друга, помогут создать яркую необычную пирамидку. Секрет фокуса в том, что плотность воды меняется в зависимости от количества добавленного в нее сахара.

    С мукой

    Рассмотрим еще один интересный детям опыт, простой и безопасный. Проводить его можно как в детском саду, так и дома.

    Необходимое оборудование:

    • мука;
    • соль;
    • краски (гуашь);
    • кисть;
    • лист картона.

    Порядок действий:

    1. В небольшом стаканчике нужно смешать по 1 ст. л. муки и соли. Это заготовка, из которой в дальнейшем будем делать краску одного цвета. Соответственно, число таких заготовок равно количеству цветов.
    2. В каждый стакан добавить по 3 ст. л. воды и гуашь.
    3. При помощи краски попросить малыша нарисовать картинку на картоне, используя кисть или ватную палочку, для каждого цвета свою.
    4. Поместить готовое творение в микроволновку (мощность 600 Вт) на 5 минут.

    Краски, представляющие собой тесто, поднимутся и затвердеют, сделав рисунок объемным.

    Лавовая лампа

    Еще один необычный детский эксперимент позволяет создать самую настоящую лавовую лампу. Посмотрев всего один раз, даже начинающий исследователь сможет повторить опыт своими руками, без помощи взрослых.

    Необходимое оборудование и материалы:

    • растительное масло (стакан);
    • соль (1 ч. л.);
    • вода;
    • пищевой краситель (несколько оттенков);
    • стеклянная банка.

    Порядок действий:

    1. Наполнить банку водой на 2/3.
    2. Добавить растительное масло, которое на этом этапе образует толстую пленку на поверхности.
    3. Добавить пищевой краситель.
    4. Медленно насыпать соль.

    Под тяжестью соли масло начнет опускаться на дно, а краситель сделает зрелище более красочным и эффектным.

    С газировкой

    Для демонстрации ребенку дошкольного возраста отлично подойдет эксперимент с газировкой:

    1. Налить напиток в стакан.
    2. Опустить в него несколько горошин или вишневых косточек.
    3. Понаблюдать, как они постепенно будут подниматься со дна и вновь опускаться.

    Удивительное зрелище для малыша, который пока не знает, горошины окружены пузырьками углекислого газа, который и выносит их на поверхность. По аналогичному принципу работают и подводные лодки.

    С водой

    Есть несколько познавательных оптических опытов, которые при своей простоте очень любопытны.

    • Пропавший рубль

    В банку наливается вода, в нее опускается железный рубль. Теперь необходимо попросить кроху найти монетку, посмотрев через стекло. Из-за оптического явления преломления взгляд не сможет разглядеть рубль, если будет направлен сбоку. Если же заглянуть в банку сверху, монета окажется на месте.

    • Изогнутая ложка

    Продолжим исследовать оптику с дошкольником. Этот легкий, но наглядный эксперимент проводится так: нужно налить в стакан воды и опустить в него ложку. Попросите малыша посмотреть сбоку. Он увидит, что на границе сред – воды и воздуха – ложка кажется изогнутой. Достав ложку, можно убедиться, что с ней все в порядке.

    Ребенку следует пояснить, что луч света при прохождении через воду искривляется, поэтому мы и видим измененное изображение. Можно продолжить водную тему и опустить эту же ложку в небольшую банку. Искривления не произойдет, поскольку стенки этой емкости ровные.

    Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.

    Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.

    Процесс фотосинтеза

    Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

    Суть такова:

    1. В две банки осторожно поместить горящие свечи.
    2. В одну из них поставить живое растение.
    3. Обе емкости накрыть крышкой.

    Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.

    Занимательные

    Ловим электричество. Этот небольшой и безопасный опыт вполне может быть проведен с малышами.

    1. На стене размещают один надутый воздушный шарик, несколько других лежат на полу.
    2. Мама предлагает ребенку поместить на стену все шарики. Однако держаться они не будут и упадут.
    3. Мама просит малыша натереть шар о свои волосы и попробовать еще раз. Теперь шарик удалось прикрепить.

    После этого нужно рассказать, что «чудо» произошло благодаря электричеству, которое образовалось при натирании шара о волосы.

    Еще один вариант для любознательных – опыт с фольгой. Проводится так:

    1. Небольшой листок фольги нужно нарезать на полоски.
    2. Попросить кроху причесаться.
    3. Теперь нужно прислонить расческу к полоске и понаблюдать. Фольга пристанет к расческе.

    Можно продемонстрировать детям и «Пропавший мелок». Для этого кусочек обычного мела помещают в уксус. Известняк начнет шипеть, уменьшаться в размере. Через некоторое время он полностью растворится. Связано это с тем, что мел при соприкосновении с уксусом превращается в другие вещества.

    Опыты с детьми-дошкольниками – отличная возможность развить у них любознательность, ответить на многие вопросы в наглядной и понятной форме. Кроме того, предлагая малышам разнообразные эксперименты, внимательные родители помогут им в раннем возрасте очертить собственный круг интересов. А само проведение исследований станет отличным и веселым времяпрепровождением.

    Перспективное планирование с картотекой опытов на каждый месяц. При разработке планирования я использовала работы Крылова В.Г., Янова, Евсеева Н.В., которые напечатаны в сборнике «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника», составленная Нищевой Н.В.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективное планирование по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе

    Сентябрь.

    Опыты с водой.

    1 . Материалы: различные емкости для воды; чистая питьевая вода; чистые стаканы; чайные ложки; соль; сахар.

    Ход опыта.

    В стакан налить чистую питьевую воду и попробовать вкус. Какая на вкус вода? Добавить в воду немного соли и размешать, снова попробовать. Что изменилось, какая на вкус стала вода? Добавить в другой стакан немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая вода стала на вкус? Изменился ли цвет воды с добавлением сахара, соли? Почему?

    Вода прозрачная, в ней растворяются различные вещества, и она приобретает вкус растворенного вещества.

    2. Есть ли у воды запах?

    Материалы: Емкости для воды; холодная и горячая вода.

    В емкость налить холодную воду и понюхать, есть ли запах7 в другую емкость налить горячую воду и понюхать. Есть ли запах? Какое предположение можно сделать?

    Вода не имеет запаха.

    4. Куда делась вода?

    Материалы: стакан с водой; маркер.

    Ход опыта.

    В стакан налить воду, отметить маркером уровень воды и поставить в самое теплое место помещения. Через день отметить изменение уровня воды. Почему уровень воды изменился? Что произошло?

    Вода испаряется.

    5. Трубочка пипетка.

    Материалы. Трубочка для коктейля; стакан с водой; стакан.

    Ход опыта.

    Поставить рядом стакан с водой и пустой стакан. Опустить трубочку в воду. Взять трубочку двумя пальцами, при том указательным пальцем закрыть сверху отверстие трубочки, вытащить из воды и перенести в пустой стакан. Снять палец с трубочки- воды вытечет в пустой стакан. Проделав тоже самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По тому принципу работает пипетка, которая наверняка есть дома в вашей аптечке.

    6. Живая рыбка.

    Материалы: Плотная бумага; ножницы; емкость с водой; пипетка; растительное масло.

    Ход опыта.

    Из плотной бумаги вырезать небольшую фигурку рыбы. В центре проделать небольшое отверстие, от которого прорезать до хвоста узкую полоску.

    В емкость с водой положить рыбку так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась сухой.

    Наберите в пипетку немного растительного масла и капните одну большую каплю в отверстие фигуры рыбки, лежащей на воде. Рыбка поплывет.

    Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по прорези. Впитывая воду из прорези, масло будет толкать фигурку рыбы.

    Октябрь

    Опыты с ветром.

    1. Волны.

    Материалы: Небольшие емкости с водой.

    Ход опыта.

    Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуют, тем больше волны.

    Ветер – это движение воздуха. Если дуть на воду, получать волны.

    2. Кораблики.

    Материалы: Миски с водой; парусные кораблики.

    Ход опыта.

    Дети пускают парусные кораблики в «большое плавание» - помещают в мисочки с водой и дуют на паруса, кораблики плывут. Что происходит с корабликами если ветра нет? А если ветер очень сильный?

    Большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

    3. Веер.

    Материалы: Большая плоская емкость с подкрашенной (желтой) водой; веер.

    Ход опыта.

    Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух движется, и на воде образуются волны.

    Ветер –это движение воздуха.

    Ноябрь

    Опыты с растениями.

    1. Для чего корешки?

    Материалы: Черенок герани или бальзамина с корешками; емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка; маркер.

    Ход опыта.

    Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Результат дети зарисовывают.

    Корешок растения всасывает воду .

    2. Как увидеть движение воды по корням растения?

    Материалы: Черенок бальзамина с корешками: вода с пищевым красителем.

    Ход опыта.

    Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют фукнцию корешков(они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу).

    А что еще корешки могут брать из земли?

    Обсуждаются предположения детей. Рассматривают пищевой сухой краситель – питание, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что, если корешки заберут питание из воды, они, наверное, окрасятся в цвет красителя. Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают виде дневника наблюдений.

    Корешок растения всасывает воду и питательные вещества. Вода движется по корешкам к стеблю и листьям растения.

    3. Нужен ли корням растения воздух?

    Материалы: емкость с водой; почва уплотненная рыхлая; две прозрачные емкости с черешками герани; пульверизатор; растительное масло; два горшечных растения одного вида: одно – ухоженное, земля в горшочке влажная, другое – увядает, земля в горшочке сухая.

    Ход опыта.

    Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, сухая, в другом – рыхлая, влажная. Почему плотная сухая почва для растения хуже? Доказывают, погружая сухие плотные комочки почвы в воду(плохо смачиваются, мало воздуха, так как из плотной земли мало выделяется пузырьков воздуха). То же проделывают с влажными рыхлыми кусочками почвы. Сравнивают. Уточняют, нужен ли воздух корням. Три одинаковых черешка герани помещают а прозрачные емкости с водой. В одну смесь с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корням, вторую оставляют без изменений, в третью на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением черешков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей растение вянет. Делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат.

    Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха .

    4. Запасливые стебли.

    Материалы: Губка; бруски деревянные(неокрашенные), лупа, невысокие емкости с водой; глубокая емкость.

    Ход опыта.

    Педагог предлагает детям проверить стебли каких растений умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и под руководством взрослого выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды: опускают в первую емкость деревянные бруски, во вторую- губки (бруски и губки представляют собой плотные и рыхлые стебли растений); проверяют через 5-10 минут наличие воды в емкостях. Делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют различную плотность. Взрослый самостоятельно предлагает выполнить опыты по алгоритму.

    В пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

    5. Как вода движется к листьям.

    Материалы: Два стеклянных сосуда с водой(в одном вода подкрашена пищевым красителем); марке; черенок с бальзамина; лупа; нож; салфетка; лист бумаги; карандаши(все на каждого ребенка).

    Ход опыта.

    Взрослый каждому ребенку по очереди надрезает черенок бальзамина (появиться обильный сок). Предлагает рассмотреть место надреза и сок через лупу. (Стебель бальзамина содержит множество волокон, наполненных соком). Как пьет растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду, предварительно отметив объем воды в сосуде, и оставляют его на некоторое время.

    Воды в банке стало меньше –это видно на отметке, стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него. Вода движется к листьям.

    6. Сколько воды пьет растение?

    Материалы: Стеклянные колбы с водой; черенки спатифиллума и колеуса; маркер.

    Ход опыта.

    Срезают черенки для посадки и помещают их в колбы с одинаковым количеством воды.Отмечают уровень воды в колбах. Маркером. Через один, два дня дети проверяют уровень воды в каждой колбе. Выясняют, почему он не одинаков.

    Растение с крупными листьями поглощают воды больше.

    7. Нужно ли тепло растениям?

    Материалы: Черешки герани; сосуды с водой.

    Ход опыта.

    Взрослый спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев(на улице холодно, деревья «спят»). Взрослый предлагает поместить черешки герани в сосуды с водой и одни разместить между окон, другие на подоконнике. Дети наблюдают за ростом черешков в помещении и между окон. В помещении цветы чувствуют себя более комфортно. Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости роста растений от тепла.

    Холодно – растения растут медленно, тепло – растут быстро.

    8. Как растение дышит.

    Материалы: Комнатное растение; трубочки для коктейля; вазелин; лупа.

    Ход опыта.

    Воспитатель спрашивает, дышат ли растения?. Как доказать, что растения дышат?. Дети предполагают, опираясь на знания о процессе дыхания человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и затем выходить из него. Воспитатель предлагает детям подышать в трубочку. Затем одно отверстие трубочка замазывает вазелином и опять предлагает подышать детям через трубочку. Дети делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза: растения в листочках имеют небольшие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить то смазывают вазелином на одном листочке верхнюю сторону, на другом нижнюю, на третьем – обе стороны. Ежедневно в течении недели наблюдают за листьями.

    Листья растения дышат нижней стороной. Те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, завяли.

    9. Чем дышит растение.

    Материалы: Прозрачная емкость с водой; лист на длинном черешке или стебельке; трубочка для коктейля; лупа.

    Ход опыта.

    Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Дети рассматривают срез стебля через лупу и видят небольшие отверстия, затем погружают стебель в воду и наблюдают выделение пузырьков из стебля. Взрослый с детьми исследует прохождение воздуха через лист растения по алгоритму; наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см; вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду, плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; здесь же проделывают отверстие для трубочки от коктейля и оставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют трубочку пластилином; встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.

    Воздух через лист походит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

    Декабрь

    Опыты с глиной и песком.

    Опыт №1 . Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать песка на лист бумаги. Легко ли песок сыплется? Легко. А теперь взять стаканчик с глиной и попробовать насыпать на листок бумаги. Что легче сыплется: глина или песок? Песок. Глина сыплется комочками, ее нельзя легко высыпать из стаканчика, как песок.

    Песок рыхлый в отличие от глины

    Опыт№2 С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? Он состоит из очень мелких песчинок. Как же выглядят песчинки? Они круглые, очень мелкие, полупрозрачные (зависит от разновидности песка). Похожи ли песчинки друг на друга?. Одни дети ответят, что песчинки похожи, другие – что нет(не надо их разубеждать). Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине?. В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине слепились очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с увеличением, предложите детям рассмотреть глину, растертую в порошок. Частички глины, которые можно разглядеть, намного меньше песчинок.

    Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу; а глина - из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

    Январь

    Опыты со снегом и со льдом

    1. Снег и лед.

    Цель: определение прозрачности снега и льда.

    Оборудование: Снег и лед в емкостях, цветные картинки.

    Вывод: через лед можно увидеть картинку как через стекло. Лед прозрачный. Снег – нет.

    2. Снег и лед.

    Цель: выяснить, обладает ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Оборудование: Снег и лед в емкостях, маленький молоток.

    Вывод: снег – рыхлый, лед – твердый, но в тоже время он хрупкий; колется как стекло, а снег нет.

    3. Снег и лед. Где быстрее наступит весна?

    Цель: понаблюдать, что произойдет со снегом и льдом, помещенными в теплое место? Что быстрее растает?

    Оборудование: Снег и лед в емкостях.

    Вывод: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку чем на реку.

    6. Снег и лед,

    Цель: выяснить, где быстрее тает снег и лед: в теплой комнате, в варежке, на батарее и почему?

    Вывод: быстрее растает снег и лед на батарее, где температура выше, а позже в варежке – там закрыт доступ теплого воздуха.

    Февраль

    Опыты с камнями.

    1. Какие бывают камни?

    Цели: Сформировать представление о разнообразности вида камней, свойства камня, учить классифицировать по различным признакам.

    Ход опыта.

    Воспитатель. Внимательно рассмотрите камни, какие они?

    Дети. Разные. Большие и маленькие. Красивые, блестят.

    Воспитатель. Дети, какие камешки вам нравятся больше?. Найдите самый красивый для вас камешек.Обоснуйте свое мнение.

    Дети. Гладкий и цветной. Большой, на нем есть полосочки. Круглые, маленькие. Большие.

    Воспитатель. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется?. (Дети затрудняются ответить).Этот камень называется морской галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? (Дети затрудняются ответить). Предлагаю взять несколько камешков и ладощки потрясти их. Что вы чувствуете?

    Дети. Как они стучат.

    Воспитатель. А почему они стучат?

    Дети. Потому, что мы их трясем.

    Воспитатель. А что с ними происходит в море?.

    Дети. Они там стучат и бьются.

    Воспитатель. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они

    Трутся и о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладони небольшие шершавые камни). Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь?

    Дети. Не гладкие, холодные, неровные, царапаются.

    Воспитатель. Чем отличаются эти камни от морских камней?

    Дети. Не гладкие, острые, шершавые.

    Воспитатель. Положите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите?

    Дети. Трещинки, узоры.

    Воспитатель. Что мы с вами узнали нового о камнях?

    Дети. Камни бывают маленькие и большие, гладкие и шершавые, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

    2. Твердый камень.

    Цель. Сформировать представление о твердости камня.

    Материалы. Камешки; пластилин; монеты.

    Ход опыта.

    Воспитатель.Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?

    Дети. Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый.

    Воспитатель. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница?

    Дети. Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно.

    Воспитатель. А почему, как вы думаете?

    Дети. Потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.

    Воспитатель. Нацарапайте что- нибудь на камешке монеткой. Что получается?

    Дети. Ничего не видно. Камень очень твердый.

    Воспитатель. Почему говорят « стоит как каменный»?

    Дети. Камешки твердые.

    3.Тонет – не тонет.

    Материалы. Морские камешки; кусочки гранита и пемзы; прозрачные сосуды с водой.

    Ход опыта.

    Воспитатель.Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду?

    Дети. Он утонет.

    Воспитатель. Бросьте камень в воду и наблюдайте, что будет с ним происходить.

    Дети. Утонул

    Воспитатель. Может ли камень плавать?

    Дети. Нет

    Воспитатель. Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу?

    Дети. Нет, один легкий, другой – тяжелый.

    Воспитатель. Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду?.

    Дети. Утонут.

    Воспитатель. Давайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло?

    Дети. Пемза не утонула, а гранит утонул.

    Воспитатель. Как вы думаете почему?

    Дети. Потому, что пемза легкая. В ней много дырочек и пузырьки были.

    Воспитатель. А что это за пузырьки?

    Дети. Это воздух, он легкий, Камешек тоже легкий и он не утонул.

    Воспитатель. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

    Может ли камень издавать звуки.

    Материалы. Разнообразные камни.

    Ход опыта.

    Воспитатель. Дети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки?

    Дети. Может.

    Воспитатель. Как нам это проверить?

    Дети. Постучать камешками.

    Воспитатель. Постучите разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются?

    Дети. Нет, не похожи. Тяжелые большие камни издают звук громкий, маленькие – звонкий, легкие – тихий.

    Воспитатель. Камни издают звуки. Разные камни издают звуки не похожие друг на друга.

    4. Меняют ли камни цвет?

    Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

    Материалы. Пустые емкости; лейки с водой; камни.

    Ход опыта

    Воспитатель. Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет?.

    Дети. Нет

    Предложите детям положить в емкость камни полить их водой. Затем потрогать их в воде, и вытащить камни из воды.

    Воспитатель. Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие.

    Дети. Они стали темными.

    Воспитатель. Какие из них красивее, мокрые или сухие?

    Дети. Мокрые красивее.

    Воспитатель. Какой вывод можно сделать?

    Дети. Мокрые камни меняют цвет .

    5. Рисующие камни.

    Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

    Материалы. Небольшой лист фанеры; мел; уголь.

    Ход опыта.

    Вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.

    Воспитатель. Каким камнем лучше рисовать на листе фанеры: мелом или углем?

    Дети. Мелом.

    Воспитатель. Давайте попробуем то сделать. Я уверена, что ваше предположение окажется правильным.

    Дети рисуют на листе фанеры мелом и углем.

    Воспитатель. Чем рисовать лучше? Почему?

    Дети. Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый, он царапает.

    6. Теплый камешек.

    Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

    Материалы. Лампа; камешки разного цвета(обязательно должен быть камень черного цвета).

    Ход опыта.

    Воспитатель. Потрогайте разные камни и скажите, они теплые или холодные?

    Дети. Холодные.

    Воспитатель. Зажмите камешек в кулаке. Стал ли он теплее?

    Дети. Чуть- чуть теплее.

    Дети. У нас руки теплые.

    Воспитатель. Возьмите белый и черный камешки, подержите их под светом лампы. Что изменилось?

    Дети. Камешки стали теплые.

    Воспитатель. Какой камень нагрелся сильнее?

    Дети. Черный.

    Воспитатель. Почему черный камень оказался самым теплым?(Дети затрудняются ответить). Дети, вспомните, какую одежду мы носим летом?.

    Дети. Цветную

    Воспитатель. В белой или черной одежде вам будет жарко?

    Дети В черной.

    Воспитатель. Черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэто черный камень нагрелся больше, чем белый.

    7. Легкий – тяжелый.

    Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

    Материалы. Камешки разной плотности и величины; весы.

    Ход опыта.

    Воспитатель. Дети, как вы думаете, можно, посмотрев на камни, сказать какой из них самый тяжелый?

    Дети. Можно. Самый Большой.

    Воспитатель. Если взять камешки одного размера, они будут равны по весу?

    Дети. Нет.

    Воспитатель. Как мы можем это проверить?.

    Дети. Взять из в руки.

    Воспитатель. Возьмите в одну руку пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему?

    Дети. Пористый камень легкий, потому что в нем много дырочек, он тяжелый.

    Воспитатель. А что находится в дырочках?

    Дети. Воздух.

    Воспитатель. Как вы думаете, если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее?

    Дети. Плотный будет тяжелее.

    Воспитатель. А как мы еще можем узнать вес камня?

    Дети. С помощью весов.

    Дети взвешивают камни на весах.

    Воспитатель. Дети, какой можно сделать вывод?

    Дети. Камни имеют вес. Вес камня не зависит от его размеров.

    8. Прочный камешек.

    Цель. Сформировать представления о свойствах камня.

    Матералы. Камни разной плотности; молоток.

    Ход опыта.

    Воспитатель предлагает детям разбить камешки молотком.

    Дети. Одни камень разбился, а другой – нет.

    Воспитатель. Какой камень легче было разбивать?

    Дети. Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки.

    Воспитатель. Как вы думаете, почему?

    Дети. Он мягкий, легкий, а другой плотный, тяжелый.

    Воспитатель. Как называется этот камень?

    Дети. Гранит, он крепкий.

    Воспитатель. Говорят – прочный. Какой из тих камней прочнее?

    Дети. Гранит прочнее, чем мел.

    Воспитатель. Какие из камней, которые мы рассматривали раньше, прочные, а какие менее прочные?

    Дети. Мрамор прочный, а известняк – нет.

    Воспитатель. О каком свойстве камня мы сегодня узнали?

    Дети. О прочности.

    Март

    Опыты с солью.

    Опыт № 1 «Соль растворяется в воде»

    Цель: показать растворимость соли в воде.

    Оборудование: стакан, ложка, соль, вода.

    В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?

    Соль используется при приготовлении пищи .

    Опыт № 2 «Соль выпаривается и кристаллизуется»

    Цель: показать кристаллизацию соли в солевом растворе.

    Оборудование: стаканчик с водой, соль.

    В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.

    Опыт показывает, что соль находится в растворе. Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.

    Апрель

    Опыты с почвой

    1. Показать, из чего состоит почва.

    На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

    Вывод. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

    2. Показать, что в почве есть воздух.

    Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные - воздухом.

    Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

    3 . «Загрязнение почвы »

    Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

    Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

    Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

    Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

    Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

    Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

    Май

    Опыты с воздушным шариком

    1.Опыт с протыканием шарика.
    Понадобится надутый воздушный шарик, скотч, металлическая спица или длинное шило.
    Обязательно предупредите ребенка, что шарик после этого фокуса хоть и не лопнет, но будет безвозвратно испорчен.
    Незаметно для ребенка наклейте кусочки скотча на диаметрально противоположные точки шарика. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" (т.е. верхушка и самый низ). Тогда фокус может получится даже без скотча
    Объявите, что сейчас проткнете шар, а он не лопнет! И смело втыкайте шило или спицу так, чтобы они проходили через заклеенные скотчем участки.
    Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее.

    2. Опыт с несгораемым шариком.

    Понадобится свечка, один надутый и один новый воздушный шар (этот второй шар надо наполнить водой из-под крана, а потом надуть и завязать так, чтобы вода осталась внутри).
    Заранее договоритесь с малышом, что один из шариков лопнет (чтобы не было неприятного сюрприза). Зажгите свечу, поднесите обычный шарик к огню - как только пламя его коснется. он лопнет.
    А теперь "поколдуйте" над вторым шариком и объявите, что он больше не боится огня. Поднесите его к пламени свечи. Огонь будет касаться шара, но с ним ничего не произойдет!
    Этот фокус наглядно демонстрирует такое физическое понятие как "теплопроводность". Секрет фокуса в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

    3. Шарик-магнит .

    Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.


    Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Люди, животные, растения, техника, явления природы, законы физики и химии, география — все это становится предметом пристального изучения и наблюдения. Конечно, можно дать детям готовые ответы, встроить шаблоны в их мировосприятие. А можно предоставить им возможности проверить все на собственном опыте. Поэкспериментируем?

    ХИМИЧИМ С ЖЕЛАТИНОМ . Разведите желатин (на 1/4 стакана холодной воды — 10 г сухого желатина). Чтобы он лучше растворился, поставьте стакан в горячую воду. Затем вылейте желатин тонким слоем на полиэтиленовый пакет, дайте ему постоять на воздухе. Когда масса застынет, вырежьте из нее форму рыбки. Положите «рыбку» на промокашку и подышите на нее. Произойдет чудо: «рыбка» оживет и начнет изгибаться. Почему это происходит? Когда вы дышите, поверхность «рыбки» нагревается и масса расширяется, а нижняя ее часть остается холодной, и «рыбка» как бы скручивается.

    ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ . Игра в Шерлока Холмса продолжается. Теперь нужно снять отпечатки пальцев. Для этого вам нужно приготовить смесь из сажи и талька. Попросите ребенка подышать на палец и плотно приложить его к бумаге. Посыпьте это место смесью, стряхните ее, и вы увидите явный отпечаток пальца. Почему это происходит? Расскажите ребенку о том, что на поверхности нашего тела (в том числе и на пальцах) есть немного жира, и если мы к чему-то прикасаемся, этот жир отпечатывается на предметах. Волшебный порошок всего лишь прилип к жировым отпечаткам, а черный цвет смеси сделал его видимым.

    ОБЛАКО В БАНКЕ . Налейте в трехлитровую банку горячую воду (уровень — 3—4 см), сверху прикройте банку противнем, на него выложите кусочки льда. Теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Таким простым экспериментальным путем вы можете объяснить ребенку, как образуются облака. А еще, — почему идет дождь. Капли в облаках — пришельцы с Земли. В виде нагретого пара они поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к дружке, становятся тяжелыми, большими и... снова возвращаются на родину.

    УМЕЕТ ЛИ ФОЛЬГА ПЛЯСАТЬ? В вашем доме наверняка найдется кусочек фольги. Разрежьте ее на тонкие полоски. Затем возьмите расческу и причешитесь, после чего приблизьте расческу к полоскам — и они начнут двигаться. Трудно объяснить что-либо детям о том, как взаимодействуют электрические заряды. Можно рассказать детям о том, что в воздухе летают частички, которые друг без друга жить не могут, они притягиваются друг к другу, хотя и разные по характеру, как «+» и «—».

    КАК СДЕЛАТЬ УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО? Для этого эксперимента вам понадобится пустая трехлитровая банка и «подопытный кролик»: например, паучок, муха, муравей. Хочется рассмотреть, как маленькое существо двигается, чистит лапки, поднимает крылышки и т. д. Для этого посадите насекомое в банку, затяните горлышко банки прозрачной пищевой пленкой, только сделайте это так, чтобы в пленке было небольшое углубление. В это углубление налейте воду, которая и будет увеличительным стеклом. Не забудьте после эксперимента выпустить живность на волю. Учите ребенка относиться с любовью ко всему живому. Не важно, кто это: кошка или маленький муравьишка.

    Можно пойти другим путем. Закрепите на внешней стороне банки скотчем какой-нибудь небольшой предмет. Налейте в банку воды и смотрите на предмет сквозь воду.

    Секретное письмо

    Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики — таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:

    Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

    Вариант 2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.

    ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА КУХНЕ

    Ваша кухня — отличное место для проведения экспериментов. Не только кулинарных. Здесь можно проверять, как работают законы физики, как взаимодействуют друг с другом разные вещества. Наконец, можно проделать несколько фокусов и удивлять соседей и знакомых. Или просто приготовить лакомство своими руками.

    Два апельсина

    Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

    РАЗНЫЙ «ХАРАКТЕР» У ЯИЦ . Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

    «ВОДОПЛАВАЮЩЕЕ» ЯЙЦО. Возьмите две литровые банки с водой. В одну банку добавьте 2 ст. ложки соли и хорошо размешайте. Погрузите одно яйцо в банку с пресной водой, другое — с соленой. Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Ответ постарайтесь сделать если не очевидным, то убедительным. Расскажите ребенку, что вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Вспомните про консистенцию киселя или растворенного желатина, когда плотность можно наблюдать. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка ребенок ощутил, как хорошо его «держит» вода. Объясните, что у соленой воды «крепче руки».

    КУДА ИСЧЕЗ ЗАПАХ? Кукурузные палочки не только лакомство, с ними, оказывается, и эксперименты можно проводить. Возьмите банку, капните на дно немного духов или одеколона, положите сверху кукурузные палочки и закройте плотной крышкой. Через 10 минут откройте банку и понюхайте. Куда исчез запах духов? Оказывается, его поглотили палочки. Как им это удалось? За счет пористой структуры. Объясните также, почему нельзя есть парфюмированные палочки.