• Задания по теме овощи для дошкольников. Тема «Овощи» (1-я неделя)

    Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

    Игры и упражнения

    Игра «Жадина» (детям 4-8 лет)
    К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

    Игра «Один – много» (детям 4-8 лет) . До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
    Помидор - помидоры - много помидоров
    картофель - картофель - много картофеля (картошки)
    баклажан - баклажаны - много баклажанов
    перец - перцы - много перцев
    кабачок - кабачки - много кабачков
    тыква - тыквы - много тыкв
    морковь - моркови - много моркови
    свёкла - свёклы - много свёклы (свёкол - в значении «много штук»)
    лук (луковица) - лук (луковицы) - много лука (луковиц)
    репа - репы - много реп
    редька - редьки - много редьки (редек - в значении «много штук»)
    чеснок - чеснок - много чеснока (много головок чеснока)
    петрушка - петрушка - много петрушки
    огурец - огурцы - много огурцов
    перец - перцы - много перцев (в значении «много штук»)
    кочан - кочаны - много кочанов
    горошина - горошины - много горошин
    стручок - стручки - много стручков

    Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
    Огурец - огурчик - огурчики
    помидор - помидорчик - помидорчики
    картофель - картошечка - картошечки
    баклажан - баклажанчик - баклажанчики
    перец - перчик - перчики
    тыква - тыковка (тыквочка) - тыковки
    редис - редисочка - редисочки
    морковь - морковка (морковочка) - морковки
    свекла - свеколка (свеколочка) - свеколки
    лук (луковица) - лучок (луковичка) - луковички
    репа - репка (репочка) - репки
    чеснок - чесночок - чесночки
    петрушка - петрушечка - петрушечки
    укроп - укропчик - укропчики
    капуста - капусточка - капусточки
    фасоль - фасолинка - фасолинки

    Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
    Кабачок большой, а огурец - маленький
    картофель крупный, а редис - ... (мелкий)
    перец внутри пустой, а морковь - ... (полная)
    помидор мягкий, а огурец - ... (твердый)

    Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
    Хорошая грядка - ……. плохая грядка
    Старый картофель - …….. молодой картофель
    Тяжелый мешок - …… легкий мешок
    Большой урожай - ………. маленький урожай
    Чистая морковка - ……… грязная морковка
    Спелый помидор - …… неспелый помидор

    Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
    Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).
    Помидор красный, а морковь...
    Помидор мягкий, а морковь...
    Помидор кислый, а морковь...
    У помидора внутри семечки, а у моркови...
    Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).

    Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
    Сок из огурца - огуречный сок
    Сок из свёклы - свекольный сок
    Сок из лука - луковый сок
    Сок из помидоров - томатный сок
    Сок из капусты - капустный сок
    Сок из тыквы - тыквенный сок
    Сок из моркови - морковный сок

    .Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.





    Развитие слухового внимания . Исправленные предложения надо проговорить целиком.
    Картофельное пюре приготовим из моркови.
    Свекольный салат приготовим из чеснока.
    Морковный сок приготовим из лука.
    Капустный пирог приготовим из кабачка.
    Огуречный салат приготовим из помидоров.
    Гороховый суп приготовим из редиски.
    Тыквенное повидло приготовим из укропа.

    Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
    1 помидор - 2 помидора - 5 помидоров
    1 огурец - 2 огурца - 5 огурцов
    1 кабачок - 2 кабачка - 5 кабачков
    1 перец - 2 перца - 5 перцев
    1 свёкла - 2 свёклы - 5 свёкол
    1 кочан капусты - 2 кочана капусты - 5 кочанов капусты
    1 головка чеснока - 2 головки чеснока -- 5 головок чеснока
    1 долька чеснока - 2 дольки чеснока - 5 долек чеснока
    1 стручок гороха - 2 стручка гороха - 5 стручков гороха
    1 горошина – 2 горошины - 5 горошин

    В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
    Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.


    «Убираем урожай» (детям от 6 лет)
    Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения - например: капусту срезают и т.д.
    Морковь, свеклу, репу, редис - ... (дергают)
    Огурцы, помидоры, горох - ... (срывают)
    Капусту - ... (срезают)
    Картофель - ... (выкапывают)

    Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
    Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
    чеснок, редис, свёкла, смородина
    кабачки, клубника, огурцы, картофель
    ромашка, перец, баклажан, тыква

    Игра «Угадай овощ по его части» .
    Кочан – Ботва –
    Стручок - Корень –
    Долька – Стебель –
    Початок – Зубчик–
    Клубень – Пучок –

    Игра «Кто назовет больше качеств» . Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
    Цвет - красный, оранжевый, зеленый...
    Вкус - кислый, сладкий, горький...
    Форма - круглая, овальная, треугольная...
    Поверхность - гладкая, шершавая, неровная...
    Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий...
    Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая...

    Пальчиковая гимнастика

    Капустка
    Мы капустку рубим - рубим,
    Мы капустку солим - солим,
    Мы капустку трем - трем,
    Мы капустку жмем - жмем.
    (Имитация движений.)

    Овощи
    У девчушки Зиночки
    Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
    Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
    Положила на бочок,
    Перец и морковку
    Уложила ловко,
    Помидор и огурец.
    Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.

    Сколько грядок в огороде?
    В огороде у Федоры
    Растут на грядках помидоры,
    А на грядке у Филата
    Много разного салата.
    У бабушки Феклы
    Четыре грядки свеклы.
    У дядюшки Бориса
    Очень много есть редиса.
    У Маши и Антошки
    Две гряды картошки.
    Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

    «Урожай»
    Рад, два, три, четыре, пять -
    Поможем урожай собрать.
    Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
    В ней звук Т пришел на грядку.
    Тыква - вот, а вот - томат.
    Здесь - капуста, здесь - салат,
    Тмин, картошка, артишок
    И петрушки корешок.
    Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
    Будем есть мы до весны.


    Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

    Картошка
    Мы картошку накопали,
    Огурцы с гряды сорвали,
    Выдернули всю морковку,
    Срезали капустку ловко
    И в корзине от земли
    Вам в подарок принесли.
    (Приседания, наклоны, имитация движений.)

    Огород
    Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
    Мы пришли на нашу грядку.
    Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
    Здесь - капуста, здесь - салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
    Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
    И петрушки корешок. (Руки опустить.)
    Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
    Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

    Ирина Бондарь

    Тема «ОВОЩИ » .

    Рассмотреть с ребенком натуральные овощи ; повторить обобщающее слово «овощи » ;

    Обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус; рассказать, где и как растут овощи (в огороде, на земле) ;

    Рассказать, какие блюда можно приготовить из овощей ; поговорить о труде людей на полях и в огородах осенью.

    1. Игра «Четвертый лишний» - развитие логического мышления. Назвать, что лишнее и почему? (Записать ответ ребенка) . Яблоко, груша, картошка, лимон - ___

    Морковь, слива, капуста, горох - ___

    Апельсин, банан, персик, огурец - ___

    2. Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Записать ответ ребенка) .

    Огурец – огурчик, помидор - ___, свекла - ___, тыква - ___, горох - ___, фасоль - ___, баклажан - ___, морковь - ___, перец - ___, чеснок - ___, лук - ___, редиска - ___

    3. Игра «Чего много в корзине?» - закрепление категории родительного падежа множественного числа.

    В корзине много помидоров (огурцов, моркови, гороха, фасоли, редиски, лука, чеснока и т. д.) .

    4. Игра «Составь предложение» - ребенок должен закончить предложение, а затем повторить его полностью. (Записать ответ ребенка) .

    Помидор круглый, а морковка ….

    Редиска мелкая, а редька ….

    Огурец овальный, а тыква ….

    Лук горький, а морковка ….

    Помидор кислый, а чеснок ….

    Огурец зеленый, а свекла ….

    5. Помести овощи в корзину (см. фото)

    6. Порежь морковку, картошку (см. фото) .

    7. Преврати геометрическую фигуру в овощ (см. фото) .

    Публикации по теме:

    Домашнее задание «Деревья. Кустарники» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ТЕМА ЭТОЙ НЕДЕЛИ - «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ». ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫ. Дети должны знать: названия.

    Домашнее задание для родителей ПОПРОСИТЕ РЕБЕНКА РАССКАЗАТЬ О…. (ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЙ) Позновательное развитие (развитие позновательно-исследовательской деятельности,.

    Домашнее задание для средней группы «Автоматизация звука [Ш]» Домашнее задание Перед зеркалом выполни артикуляционные упражнения: «Заборчик», «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Улыбка» – «Трубочка».

    Домашнее задание к лексической теме «Весна красна» 10.03.2015 Весна красна Рекомендую дома 1. Поговорить с детьми о природе весной. - Что стало греть жарче и светить ярче? - Что происходит.

    Домашнее задание «Овощи-фрукты-ягоды» Тема «Овощи - Фрукты - Ягоды». Родителям рекомендуется: 1. Помогите ребёнку запомнить названия ягод: черника, малина, земляника, клюква,.

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ «НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ» МЫ РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ: - вместе с ребёнком понаблюдать на улице.

    Домашнее задание «Профессии» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Тема этой недели «ПРОФЕССИИ». Задание 1. Родителям рекомендуется: побеседовать с ребёнком о том, что на.

    Домашнее задание по лексической теме «Дом. Мебель» I. Рассмотреть с ребёнком разные строения на улице, сравнить их по высоте, назвать детали дома (крыша, крыльцо, подъезд, балкон, фундамент,.

    Е. Агранович

    Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

    В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей.

    Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР.

    Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.

    В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также - различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.

    Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении - во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.



    В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника - игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.

    Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе ДОУ (ОНР, ФФНР)

    Сентябрь

    1, 2, 3-я недели - обследование ребенка специалистом.

    4-я неделя - «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).

    Октябрь

    1-я неделя - «Откуда хлеб пришел?»

    2-я неделя - «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»

    3-я неделя - «Дом. Мебель»

    4-я неделя - «Лиственные деревья. Грибы»

    Ноябрь

    1-я неделя - «Домашние животные»

    3-я неделя - «Звери наших лесов»

    4-я неделя - «Осень» (обобщение).

    Декабрь

    1-я неделя - «Библиотека»

    2-я неделя - «Зимующие птицы»

    4-я неделя - «Новый год»

    Январь

    1-я неделя - зимние каникулы.

    2-я неделя - «Зимние забавы»

    3-я неделя - «Наш город. Моя улица»

    4-я неделя - «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).

    Февраль

    1-я неделя - «Игрушки. Русская народная игрушка»

    2-я неделя - «Транспорт. Правила дорожного движения»

    3-я неделя - «День защитника Отечества. Военные профессии»

    Март

    1-я неделя - «Почта. Профессии»

    3-я неделя - «Животные холодных стран»

    4-я неделя - «Животные жарких стран»

    Апрель

    1-я неделя - «Перелетные птицы»

    2-я неделя - «День космонавтики»

    3-я неделя - «Школа. Школьные принадлежности»

    4-я неделя - «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).

    1-я неделя – «День Победы»

    2-я неделя – «Сад, парк, луг. Лес - наше богатство»

    3-я неделя – « Насекомые»

    4-я неделя – «Весна (обобщение). Времена года»

    Примерное планирование работы в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР)

    Сентябрь

    1, 2, 3-я недели - обследование ребенка специалистом

    4-я неделя - «Детский сад»

    Октябрь

    1-я неделя - «Овощи»

    2-я неделя - «Фрукты»

    3-я неделя - «Сад-огород. Ягоды»

    4-я неделя - «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

    Ноябрь

    1-я неделя - «Домашние птицы»

    2-я неделя - «Перелетные птицы»

    3-я неделя - «Игрушки»

    4-я неделя - «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»

    Декабрь

    1-я неделя - «Зимующие птицы»

    2-я неделя - «Зимние забавы»

    3-я неделя - «Хвойные деревья»

    4-я неделя - «Новый год»

    Январь

    1-я неделя – зимние каникулы.

    2-я неделя - «Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

    3-я неделя - «Домашние животные»

    4-я неделя - «Дикие животные наших лесов»

    Февраль

    1-я неделя – «Наша пища. Труд повара. Посуда»

    2-я неделя - «Транспорт»

    3-я неделя - «День защитника Отечества»

    4-я неделя - «Зима» (обобщение).

    Март

    1-я неделя – «Ранняя весна»

    2-я неделя - «Мамин праздник. Женские профессии»

    3-я неделя - «Моя семья»

    4-я неделя – «Перелетные птицы»

    Апрель

    1-я неделя – «Наш город. Дом»

    2-я неделя - «Мебель»

    3-я неделя - «Рыбы»

    4-я неделя - «Комнатные растения»

    1-я неделя – «День Победы»

    2-я неделя - «Весна. Растения луга и сада»

    3-я неделя - «Насекомые»

    4-я неделя - «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной

    СТАРШАЯ ГРУППА

    Сентябрь

    Тема «Детский сад»

    (4-я неделя)

    объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

    совместно с воспитателями ознакомить с детским садом - его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

    рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

    выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

    Задание 2. Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

    Задание 3. Выучить стихотворение:

    Мы приходим в детский сад - там игрушки стоят.

    Паровоз, пароход дожидаются ребят.

    Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).

    Октябрь

    Тема «Овощи» (1-я неделя)

    рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

    объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

    обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

    по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);

    совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

    Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.

    Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:

    · Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. (Морковь)

    · Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

    · Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

    · Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

    · Голова на ножке, в голове - горошки. (Горох)

    · Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

    · Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня ищи. (Капуста)

    · Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

    Задание 4, Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец - огурчик, помидор - помидорчик...

    Задание 5 . Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): огурец - огурцы, помидор - помидоры...

    Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

    · Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

    Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

    Я... (свекла).

    · Летом в огороде - свежие, зеленые, А зимою в бочке - желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

    Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

    Где растет?

    Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

    Какой на вкус?

    Что из него готовят?

    Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

    Морковь (какая?) - оранжевая, помидор (какой?) - ...

    Огурец (какой?) - овальный, репка (какая?) - ...

    Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.

    Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

    Задание 11. Прослушать стихотворение.

    Что растет на нашей грядке?

    Огурцы, горошек сладкий,

    Помидоры и укроп

    Для приправы и для проб.

    Есть редиска и салат -

    Наша грядка просто клад.

    Но арбузы не растут тут.

    Если слушал ты внимательно,

    То запомнил обязательно.

    Отвечай-ка по порядку:

    Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)

    Задание 12. Прослушать стихотворение.

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

    Накрытые крышкою, в душном горшке

    Кипели, кипели в крутом кипятке:

    Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!

    И суп овощной оказался неплох!

    (Ю. Ту в им)

    Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?

    Задание 13. Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.

    Тема «Фрукты»

    (2-я неделя)

    рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

    обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

    по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

    рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

    Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

    Задание 3. Отгадать загадки.

    · Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко. (Яблоко)

    · На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)

    Задание 4. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ..., банан - ....

    Задание 5. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко - яблочко, лимон - ..., банан - ..., апельсин - ....

    Задание 6. Подобрать родственные слова: яблоко - яблочко, яблоня, яблочный; вишня - вишенка, вишневый; смородина - смородинка, смородиновый; лимон - лимончик, лимонный.

    Задание 7 . Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.

    Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:

    Где растет?

    Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

    Каков на вкус?

    Что из него готовят?

    Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один - одна - одно, два – две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона... пять лимонов; одна слива, две сливы... пять слив.

    Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока - яблочный; варенье из яблок - яблочное; сок из груши - ...; варенье из груши - ...; сок из апельсина - ..., варенье из апельсина - ....

    Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко - на яблоне, слива - на..., груша - на....

    Задание 12. Отгадать описательную загадку.

    · Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

    Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).

    Задание 14. Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.

    Кириллова Ю., учитель-логопед .

    ТЕМА "ОВОЩИ"
    Цель:- расширение и активизация словаря.
    Задачи: образовывать множественное число существительных;
    -учить образовывать существительные с уменьшительно-
    ласкательными суффиксами;
    - учить подбирать прилагательные к существительным;
    - развивать фонематическое восприятие;
    - развивать координацию речи с движением, работать над темпом
    и ритмом речи;
    - развивать мелкую моторику;
    - формировать зрительно-предметный гнозис.

    Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры “Где чья тень?”
    Ход занятия:

    1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “КАПУСТА”
    Логопед. Отгадайте загадку:
    Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
    Дети. Капуста!
    Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

    Тук! Тук! Тук! Тук!
    Раздается в доме стук.
    Мы капусту нарубили,
    Перетерли,
    Посолили
    И набили плотно в кадку.
    Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

    (Хватательные движения обеими руками.)
    (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
    (Удары обеими руками по столу.)
    (Отряхивают руки.)

    2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
    Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
    Какие ещё овощи вы знаете?
    Где растут овощи? (на земле, под землёй)
    Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
    Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)

    3. Игра “Подбери признак”

    4. Игра “Большой- маленький”
    Помидор- помидорчик морковь-морковочка
    Огурец- огурчик тыква- тыковка
    Лук- лучок свёкла- свёколка
    Чеснок- чесночок капуста- капустка
    Горох- горошек картошка- картошечка

    5. Игра “Один- много”
    Помидор- помидоры
    Огурец- огурцы
    Тыква- тыквы
    Кабачок- кабачки
    Баклажан- баклажаны

    6. Физкультминутка “Урожай”.




    3раза.)

    7. Игра “Назови сок, салат”.
    Сок из моркови- морковный
    Сок из капусты- капустный
    Сок из свёклы- свёкольный
    Салат из огурцов- огуречный

    Суп из гороха- гороховый
    Икра из кабачков- кабачковая
    8. Игра “Где чья тень?”(найти тени овощей)

    9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
    Игра “Подскажи словечко”.
    Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
    Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.

    ТЕМА: “ОВОЩИ”.

    Цель: - развитие связной речи.
    Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
    - учить образовывать относительные прилагательные;
    - учить согласовывать существительные с прилагательными;
    - учить составлять простые предложения;
    - учить составлять рассказ-описание(по схеме);
    -развитие внимания, памяти, мышления.
    Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
    рассказа, мяч.
    Ход занятия:

    1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением овощей)
    Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

    Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
    В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

    Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

    Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

    Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
    солёные.(огурцы)

    Как на нашей грядке выросли загадки-
    Сочные да крупные вот такие круглые.
    Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)

    2. Игра “Чего не стало”
    Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
    (Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
    глаза. Чего не стало?)

    3. Игра “Подбери признак”
    Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
    Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

    4. Составление простого предложения (с опорой на картинку ).
    Например: “У меня зеленый огурец” и т.п.

    5. Игра “Назови сок, салат”.
    Сок из моркови- морковный
    Сок из капусты- капустный
    Сок из свёклы- свёкольный
    Салат из огурцов- огуречный
    Салат из картофеля- картофельный
    Суп из гороха- гороховый
    Икра из кабачков- кабачковая

    6. Физкультминутка “Урожай”.
    В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
    Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
    И картошки накопаем. (“Копают”)
    Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
    Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
    3раза.)
    Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
    И вернёмся по дорожке. (маршируют)

    7. Составление рассказа по плану:
    -что это?
    -какого цвета?
    -где растет?
    -какой на вкус?
    -какой формы?
    -что из него можно приготовить?
    Например: “Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.”
    Анализ рассказов.
    8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили .
    Игра “Четвертый лишний”.
    Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
    Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

    Задания по теме Овощи

    Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
    Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
    Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

    Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.

    2. Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .

    а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
    Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
    Я…

    б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
    А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
    Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

    3. Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.

    В огороде много гряд,
    Тут и репа и салат,
    Тут и свёкла, и горох,
    А картофель разве плох?
    Наш зелёный огород
    Нас прокормит целый год.

    3. Игра “Назови цвет” (устно)

    Морковь (какая?) - оранжевая
    Огурец, картофель, помидор, баклажан

    4. Игра “Один – много”

    Огурец – огурцы
    (морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

    5. Вырежи картинки с изображением овощей и вклей их.